О пользе проверок

Говоря об аккредитации, мы преимущественно делали акцент на тестировании и проверке остаточных знаний студентов. Безусловно, это самое уязвимое место, поскольку неизвестно, «как сложатся звёзды» и какой группе какой предмет доведётся сдавать.

Тем не менее — в период аккредитации всесторонне проверяют все направления деятельности вуза. А проверяют как? Смотрят отчёты, документы, планы.

На данный момент завершён первый этап — самопроверки университета. О результатах этой многомесячной работы говорит Н.А. КОЗЕЛЬ, начальник учебного управления.

— Наталия Анатольевна, проверка была тотальной? И что смотрели?

— Да, сотрудники управления выезжали практически на все кафедры СФУ (исключая те, которые находятся в стадии формирования), а их около 200. Мы проверяли наличие документов и правильность их ведения. Учебные планы, индивидуальные планы-отчёты преподавателей, журналы успеваемости, посещаемости студентов. Зачётные книжки — и соответствие записей в них учебному плану и индивидуальным планам преподавателей. Планы-отчёты работы кафедры, протоколы заседаний кафедры, сведения о нагрузке, дипломные и курсовые работы, экзаменационные билеты, отчёты по практикам…

— И что выяснилось — критичная ситуация или сносная? И в каких институтах документооборот особенно хромает?

— Сейчас не хочется выделять институты, у которых дел с документацией ещё много. Проверки закончились в марте, а сейчас уже июнь – за это время институтами проведена большая работа по приведению документов в порядок. Замечания более или менее серьёзные были практически ко всем. Скажем так: ситуация не критическая, но далека от идеальной. Хочется отметить, что есть, к сожалению, кафедры, которые оказались практически забыты: скажем, они остались на одной площадке, а руководство института — на другой. До них вообще не доходят распоряжения, информация и т.д. И они были не готовы к проверке — попросту не знали о ней.

— А какие нарушения — самые распространённые и какие наиболее серьёзные?

— Серьёзное замечание — несоответствие записи в зачётной книжке утверждённому учебному плану. Потому что на самом деле должна быть чёткая параллель: есть учебный план — в соответствии с ним формируется учебная нагрузка преподавателя, расписание занятий и, как итог, — отметка о сдаче студентом зачёта или экзамена. Однако преподаватели часто вносят в зачётную книжку названия дисциплин, которые в учебном плане называются по-другому, путают количество часов (хотя оно проставлено на каждой ведомости). Кроме того, допускают внесение в ведомости фамилий студентов, которые не допущены к сдаче экзамена или вообще на данный момент студентами не являются, а только готовятся к восстановлению и ликвидируют академическую разницу.

Другое замечание — отсутствие легитимных документов. Многие кафедры предпочитают всё хранить в электронном виде. С одной стороны, это современно, не в пещерном веке живём. Но существует утвержденная номенклатура дел учебных подразделений, и часть документов необходимо хранить в твёрдой копии, т.к. они предусматривают наличие в них соответствующих подписей. Где преподаватель расписался за свою нагрузку, кто её утвердил? Вроде бы это бюрократия, однако, когда возникает проблемный вопрос, то как раз такие документы, их наличие или отсутствие либо выручает — либо наоборот.

— То есть сейчас, благодаря аккредитации, во всех этих вопросах наведён порядок?

— Будет наведён! Работы ещё много. Подготовить документы — это ведь тоже не быстро. Мы только всё проверили, написали проректору по учебной работе и директорам отчёты, на основании которых издано распоряжение проректора об устранении нарушений и проведении повторной проверки. С 5 июня начался второй этап проверок. Надо сказать, что администрации институтов, в основном, очень ответственно относятся к этой работе и понимают, что наша задача — не уличить их в нарушениях, а помочь навести порядок и подготовиться к процедуре аккредитации университета.

***
­Итак, с документацией всё ясно — её всё-таки можно довести до ума. А как обстоят дела со знаниями студентов?

В первой половине июня будет проведено ещё около 800 сеансов тестирования. К сожалению, это сопровождается проблемами технического характера — сервер в Йошкар-Оле не справляется с нагрузкой, иногда отказывает оборудование у нас (в день проходит около 100 тестирований, это максимум, дальше техника не справляется).

Что касается качества, то рубеж в 60% мы, в целом, перевалили.

Информация предоставлена И.Ю. ГУБАНОВЫМ, начальником отдела мониторинга образовательной и методической деятельности

Информация предоставлена И.Ю. ГУБАНОВЫМ, начальником отдела мониторинга образовательной и методической деятельности

Лучше всего студенты сдают общепрофессиональные дисциплины — то есть предметы по той специальности, на которую они и шли учиться.

Гораздо больше проблем — с непрофильными, особенно естественно-научными. Понятно, что такие сложные предметы, как физика или математика, не легко освоить студентам со слабой школьной базой.

С гуманитарными дисциплинами лучше, но результат тоже переменчивый по разным институтам. А по блокам этих дисциплин, предположительно, и будут тесты.

Вывод: уважаемые студенты, продолжайте улучшать свой личный результат! До осени ещё целое лето.

Соб. инф

.

Похожие материалы