Космос — своими руками

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» сегодня работает немало выпускников СФУ. Как они адаптировались на производстве, оправдались ли их ожидания, каких вершин успели достичь? Недавно делегация управления корпоративной политики университета побывала в Железногорске. ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» — визитная карточка региона, одно из ведущих предприятий российской космической отрасли. Здесь создаются современные космические аппараты, отсюда же осуществляется и управление ими. Понятно, что высокотехнологичное производство требует высочайшей квалификации от персонала.

«Инженер» снова звучит гордо!

Знакомьтесь: Гурий ДВИР­НЫЙ, инженер по наладке и испытаниям второй категории, выпускник СФУ 2008 года.

Рабочее место Гурия — экспериментальная база ОАО «ИСС им. Решетнёва». Представьте себе невообразимых размеров «кастрюлю», в которой открывается крышка, и внутрь помещается объект испытания. В этой громадной камере диаметром семь метров создаются условия, имитирующие космическое пространство.

— Здесь можно испытывать конструкции от самых маленьких узлов и до всего космического аппарата, — рассказывает Гурий Двирный. — В данной камере проверяем работу механических устройств в экстремальных условиях. В работе каждый день сталкиваешься с чем-то новым, постоянно развиваешься. У нас большой технопарк, можно сказать — государство в государстве. Если нужна оснастка — пишешь техническое решение, обосновываешь его, получаешь финансирование, проектируешь, потом твоё детище изготавливается, и ты сам его испытываешь. Всё это чрезвычайно интересно!

— Насколько мне известно, университет дал тебе специальность, ориентированную на нефтегазовую отрасль, но ты смог довольно быстро переквалифицироваться…

— Я действительно обучался в Институте нефти и газа на инженера-механика по машинам и оборудованию нефтегазового промысла. База получена хорошая. Вуз закончил с неплохими результатами — 4,8 средний балл. Поездил на вахты помощником бурильщика, но вскоре понял, что всё же это не моё. Я планировал создать семью, а вахтовый метод тут не совсем удобен. К тому же у меня здесь, на предприятии, уже более 30 лет работает отец. Он в своё время окончил Московский авиационный институт, так что династия получается…

Мне повезло — первым моим наставником на производстве стал удивительный человек Владимир Михайлович МИХАЛКИН, он, можно сказать, открыл для меня двери в мир космонавтики. Редко даже те, кто здесь очень долго работают, видят весь процесс изготовления спутников, а мой наставник это таинство от начала и до конца в первые же рабочие дни мне показал, и я загорелся. Вскоре поступил в аспирантуру СибГАУ на специальность «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов». Другая удача состоит в том, что моим научным руководителем стал сам генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва Николай Алексеевич ТЕСТОЕДОВ, генеральный конструктор.

На предприятии созданы все условия для занятия наукой. По сути дела, чем ты занимаешься на работе, то и описываешь в научном труде.

Кстати, безработица сотрудникам нашей фирмы не грозит. Количество запускаемых в космос спутников растёт.

— Поддерживаешь ли ты связи с СФУ?

— Я сам являюсь младшим научным сотрудником на меж­институтской кафедре СФУ в Железногорском филиале. Помогаю преподавателям, пишу методические рекомендации, читаю вводные лекции по наземной экспериментальной отработке.

Мы очень тесно взаимодействуем с университетом в рамках различных проектов, и к нам приходит всё больше молодёжи.

Наш руководитель, Н.А. Тес­тоедов, говорит: «Бог с ним, с генеральным директором и генеральным конструктором, прежде всего я — инженер!». Так что нынешним молодым хочется сказать: выбирайте инженерные специальности, они востребованы, всё в ваших руках!

Космический технолог

— Цех изготовления корпусных узлов — самый крупный на заводе — численность сотрудников достигает 400 человек, — показывает свои владения выпускница СФУ 2009 года, инженер-технолог первой категории Екатерина ЕФИМОВА. — Мы собираем корпуса спутников для нашей страны и для зарубежных заказчиков. Не так давно был запуск спутников Amos-5 и Луч-5А — оба изделия нашего изготовления. Первый спутник делался за рубеж, а второй — для Роскосмоса. Далее планируется запуск спутников Телком-3 и Луч-5Б — тоже наших рук дело. Спутники системы ГЛОНАСС также делаются у нас.

Работа сложная, требует большой самоотдачи и багажа знаний. Если взялся за дело — нужно довести его до конца. Приходится иногда работать и вечером, выходить в ночную смену или по выходным. Но такой труд прилично вознаграждается. Я как молодой специалист зарабатываю около 30 тысяч, получаю от предприятия компенсацию на оплату съёмного жилья и ряд других льгот.

— Сложно было получить распределение именно в ОАО «ИСС»?

— Я окончила филиал СФУ в Абакане — Хакасский технический институт с высоким средним баллом (немного не хватило до красного диплома). Именно поэтому и получила направление в такую престижную фирму. Когда впервые оказалась в цехе, удивилась тому, как много здесь работает женщин. Коллектив технологического бюро — 45 человек, и более половины — женщины. В общем, дискриминации по половому признаку нет. Моей задачей является разработка технологий изготовления сотопанелей.

— Что это такое?

— Панели необходимы для изготовления корпуса спутника. Каждая панель склеена из нескольких частей, алюминий напоминает соты, очень прочный материал. У нас довольно много зарубежных заказчиков, потому как редко где в мире могут изготовить сотопанели габаритами 5 метров. Цех укомплектован новейшими импортными высокотехнологичными станками.

Работы, по крайней мере, на ближайшие 20 лет, непочатый край! Старшие коллеги рассказывают, что в 90-е годы здесь было запустение, и люди разбегались с завода. Теперь наоборот: когда около трёх лет назад я устраивалась в фирму, численность сотрудников была порядка 6 тысяч человек, а сейчас — уже больше 8 тысяч. Расширяются производственные площади, строятся новые корпуса, идёт модернизация производства.

— Ты не проработала ещё и трёх лет, а уже инженер-технолог первой категории…

— Статус молодого специалиста у нас много значит. Когда тебя берут на работу, в течение трёх лет выплачивают первый год — 3 тысячи рублей к зарплате, второй год — 2 тысячи, и третий — тысячу. Первые два года тебя аттестуют, и ты можешь повысить свою категорию. Я смогла подняться довольно высоко: получила самую высшую — первую категорию по своей специальности, а это солидная прибавка к окладу.

— Видела твою фотографию на доске почёта.

— На доску почёта попала именно как молодой сотрудник. С первых месяцев я начала вести сложнейшие сборки, которые обычно поручают только опытным технологам. Разрабатывала технологический процесс на очень сложную и большую сотопанель. Нужно было написать документ на 200 листов и к нему сопроводительную документацию тоже на 200 листов, а потом полностью курировать весь процесс производства, потому что возникает очень много вопросов, и их надо оперативно решать, связываться с конструкторскими отделами, с разными людьми, — процесс идёт очень быстро. Первое задание было очень сложным, но интересным. Я несколько месяцев работала допоздна, и перед самой сдачей сборки сама клеила на изделие бирки, работала рука об руку со слесарями. В конечном итоге скоро будет запуск спутника Телком-3, и там много моих стараний.

Кстати, каждому молодому специалисту на первых порах даётся наставник. И весь год ты можешь задавать ему вопросы, а он следит за твоей работой. Многие знания пришлось добирать здесь, в цехе, потому что производство уникальное, и этому больше нигде не учат. Мой наставник — Татьяна ФЁДОРОВА, мы с ней подружились, сейчас работаем в паре и взаимозаменяемы. Наши сот­рудники участвуют в конференциях и семинарах, у кого есть желание — учатся в аспирантуре. У меня другая цель: когда наберусь опыта — хотела бы обучаться по Президентской программе подготовки управленческих кадров.

Сейчас на предприятии взят курс на омоложение коллектива, молодёжь приезжает не только из Красноярска, но и Казани, Томска и других городов.

Бывают у нас командировки за рубеж, и к нам часто иностранцы приезжают — словом, работа очень интересная, и я думаю, что мне повезло.

Дорога к звёздам

Экскурсию в цех элетрорадио­испытаний мы мы начали с ЦУ — центра управления испытаниями спутника. Здесь на пульте отображаются важные телеметрические параметры каждой системы объекта испытания. Если какой-то параметр выбивается из нормы (напряжение не то, либо ток слишком высокий) аппаратура это фиксирует, и специалисты быстро устраняют проблему.

— Если бы мне в детстве кто-то сказал, что я буду строить спутники — не поверил бы! — признаётся Максим БОЖЕНКОВ, выпускник Политехнического института СФУ 2008 года, начальник смены. — Мне, как и многим моим сверстникам, хотелось стать милиционером или знаменитым футболистом (смеётся).

— От космоса, действительно, далековато…

— Тем не менее, в 2003 году я поступил на факультет информационных технологий (кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления), потому что появилось другое стремление — получить профессию программиста. Серьёзно заниматься программированием начал в школе, с девятого класса участвовал в олимпиадах, поэтому вуз выбрал сознательно.

Ближе к четвёртому курсу я немного охладел к программированию, и появилась тяга к управлению, к организаторской работе. Когда получил диплом и встал вопрос о трудоустройстве, я уже знал, куда распределяться. Дело в том, что на пятом курсе я проходил преддипломную практику в ОАО «ИСС» им. Решетнёва» и тогда понял, что здесь очень интересно. Перед тем, как меня приняли на предприятие, я сдал экзамен, прошёл собеседование с руководителями цеха. Азы профессии мне дал Александр СУББОТИН, именно под его руководством я проходил стажировку как молодой специалист.

— Что было самым сложным поначалу?

— Войти в производственный ритм, привыкнуть, что работаешь с 8 утра и до 17 часов. В первый же год я поступил в аспирантуру на специальность «Совершенствование тех­нологического процесса запуска космического аппарата». Стремление заниматься наукой привили мне ещё в университете, я часто вспоминаю моих любимых преподавателей: Галину Михайловну БОЙКО, Андрея Владимировича КРОТОВА, Дмитрия Николаевича РЫЖКОВА и многих других.

Космос — это всё! Он исследован всего-то на 5%, не более, поэтому поле научной деятельности безгранично. Кандидатский минимум я получил за один год, теперь готовлюсь к защите диссертации, но для этого мне нужно набраться практического опыта, прожить некоторое время на полигоне и вживую всё посмотреть.

А хотите, я вам покажу самое сокровенное место в нашем цехе?

— Конечно!

— Это стапель — место испытания спутника. Процесс испытания тщательный и длительный, потому что параметров, по которым нужно проверять, довольно много — это системы коррекции, стабилизации, электропитания и т.д. Спутник испытывается и в расстыкованном, и в собранном виде.

У нас в России предприятий, которые строят спутники — единицы. А когда работаешь в головном из них и знаешь, что оно входит в пятёрку лучших фирм по созданию спутников в мире, — возникает некая гордость, чувство, что от тебя зависит будущее твоей страны, изучение космоса в целом. Сейчас на орбите работает группировка из 24 спутников системы ГЛОНАСС, и эта система постоянно модифицируется, появляются новые облегчённые и экономичные в эксплуатации конструкции. Мы ощущаем конкуренцию, в первую очередь, с США, это заставляет двигаться вперёд, улучшать производство.

— Максим, любимая работа — понятно, а чем ты занимаешься в свободное время?

— После работы я становлюсь музыкантом. Это увлечение у меня ещё со студенческих времён. В университете я играл и пел в группе «Слёзы солнца». В Железногорске вошёл в группу «Терпсихора». Музыканты, в том числе и я, сами пишут песни и музыку... Мы ездили в гастрольный тур по Сибири, стали лауреатами Всероссийского открытого рок-фестиваля «Белые крылья». В основном поём на английском языке…

— Про космос?

— Пока нет, но это хорошая идея! Может быть, следующая песня будет как раз о космосе…

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы