«Трогательный» музей

Как заинтересовать ребёнка достижениями науки? (О том, насколько полезно и дальновидно такое погружение для детей, мы сейчас распространяться не будем). Доказано: для устойчивого результата приобщение к естественно-научному знанию нужно начинать лет с четырёх-пяти. Так, как это принято, к примеру, в Иерусалиме и Париже, в Сан-Франциско и Таллинне, где ненавязчивое включение детей в мировое научное пространство происходит в особых «нескучных» музеях науки и инноваций. О разнообразии концепций музеев такого рода рассказали специалисты Фонда «Новая Евразия», посетившие СФУ в апреле.

Вот ребёнок входит внутрь экспоната, натуралистично изображающего огромное сердце: попадает в правый желудочек, перемещается в левый. Рассматривает предсердия, аорту и «канаты» сосудов, опутывающих орган, изучает ткани, формирующие его. Внезапно на голову посетителя начинает «капать» алая кровь, образованная световым лучом. Шокирует? Возможно, но это незабываемо. Эксперт Фонда «Новая Евразия», руководитель Регионального центра образовательных технологий Псковской области, доктор педагогических наук Татьяна Владимировна СВЕТЕНКО, пролистывая слайды презентации, добавляет: «А на выходе посетителя-исследователя ожидают ёмкости, заполненные жидкостью, имитирующей кровь. Он видит своими глазами и на всю жизнь запоминает, что семилитровая ёмкость — это примерный объём крови у пони, шесть литров — у взрослого мужчины, 200 миллилитров — у кошки, столовая ложка — у мышки. И это не то же самое, что услышать подобные факты на уроке, потому что познание в музее — событийно, воздействует на все органы чувств, заставляет «добывать» знание и «переживать» его».

Другой эксперт фонда, заведующая кафед­рой развития образования Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Татьяна Геннадьевна НОВИКОВА, рассказывает о специфике зарубежных музеев науки, об акцентах, расставляемых в зависимости от региона и имеющегося фонда экспонатов. Оказывается, финский музей «Эврика» (Heureka) в Хельсинки делает ставку на научные аттракционы; японцы формируют уникальные экспозиции по электронике и энергетике; музеологи США распаляют воображение посетителей уменьшенными, но от этого не менее грандиозными панорамами американских городов с действующими железными мини-дорогами, макетами зданий, растений, анимированными фигурами животных, людей. Общее правило всех этих заведений стало девизом музея «Nemo» в Нидерландах: «Руками трогать обязательно!». Да, в музеях науки можно и нужно самому проводить опыты и записывать полученные результаты в блокнот.

Можно покрутить в ладонях настоящий зуб мамонта или смастерить светящийся браслет, сесть за штурвал «Боинга», подвешенного к потолку в специальном ангаре, или выдуть гигантский мыльный пузырь и самому оказаться внутри переливчатой мыльной сферы!

Татьяна Владимировна и Татьяна Геннадьевна утверждают: «нескучному» музею не обязательно щеголять огромными выставочными площадями и сверхдорогими, требующими высоких затрат на обслуживание экспонатами. В презентации «Музей науки как инструмент развития инновационного потенциала территории» они показали иерусалимский музей, рассчитанный на ребятишек 3-8 лет. Пара небольших комнат, напоминающих обжитую квартиру. Работающие экскурсоводами студенты в джинсах и цветных футболках показывают маленьким посетителям простые чудеса. Дают задачу: надуть воздушный шарик, не поднося его ко рту. И разделяют восторг малышей, наблюдающих, как пищевая сода, засыпанная в шар, вступает в реакцию с яблочным уксусом, налитым в бутылочку, на которую шарик надет. Надувается? Ещё как! Теперь можно и объяснить, почему это происходит. Или вот ещё: вы когда-нибудь задумывались, почему мыльные пузыри, выдуваемые из квадратной рамки, всё равно получаются круглыми?

Зачем все эти знания о заграничных музеях нам, сотрудникам Сибирского федерального университета? Во-первых, «нескучные» музеи уже завоёвывают Россию: в музеи занимательных наук «Экспериментариум» (Москва) и «ЛабиринтУм» (Санкт-Петербург) билеты раскупаются на два месяца вперёд; муниципальный «Музей науки» в Ленинске-Кузнецком уже полгода принимает посетителей. Ещё один подобный музей недавно создан (при участии Фондов «Новая Евразия» и «СУЭК-РЕГИОНАМ») в Бородино.

Посмотрите

www.experimentarium.ru — Музей занимательных наук «Экспериментариум» (Москва)
www.villette.com — Музей науки и индустрии (Musée de la Cité des sciences et de l’industrie, Париж)
www.sciencemuseum.org.uk — Музей науки (Лондон)
www.heureka.fi — Музей «Эврика» (Хельсинки)
www.sci-museum.jp — Музей науки (Осака)
www.cac.es — Город искусств и науки (Валенсия, Испания)
www.sciencegallery.com — Галерея науки (Дублин, Ирландия)
www.exploratorium.edu — Музей науки и искусств (Сан-Франциско)
www.labirint-um.ru — Интерактивный музей занимательной науки (Санкт-Петербург)

Во-вторых, в связи с получением гранта министерства образования и науки РФ в университете начата работа по созданию собственного «Музея науки и инноваций»!

Задача номер один сейчас — определить индивидуальную концепцию, «изюминку» будущего музея и привлечь студентов СФУ в качестве сотрудников.

Кто, как не они, сможет доступно и занимательно рассказать школьникам (а может, и детсадовской ребятне) о науке?

Так что проходим по указанным выше ссылкам, знакомимся с мировым опытом и копим собственные идеи. Они скоро понадобятся!

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы