Навстречу одарённым детям

В этом году в рамках краевой целевой программы «Одарённые дети Красноярья» состоялся конкурс дополнительных образовательных программ. Впервые на этот конкурс были представлены две программы от СФУ: «Избранные главы физики и математики» и «Избранные главы биофизики». Основная их цель — выявление потенциальных возможностей одарённых детей и обеспечение дальнейшего развития через организацию различных форм коллективного и индивидуального сопровождения. Обе заявленные программы выиграли.

Учёные и аспиранты университета уже успели провести в Красноярске две выездные школы с одарёнными детьми. Рассказывает заместитель начальника Управления профессиональной ориентации и координации довузовской подготовки СФУ Ольга Ивановна ХОЛОСТОВА.

— Школы прошли очень интенсивно и интересно. Мы вывозили на базу «Гренада» и базу «КрасЭйр» необходимые лаборатории и приборы, дети имели возможность провести собственные исследования и защищали свои проекты во время итоговой конференции.

— Какого рода темы обсуждались во время интенсива?

— Школьники успели освоить по физике и математике порядка 5-6 тем, которые вообще не изучают в рамках школьной программы. Эти темы направлены на углубление знаний по физико-математическим наукам, на расширение кругозора и развитие интереса к исследовательской деятельности, к занятиям наукой.

Перед юными слушателями выступали профессора, доктора и кандидаты наук. Например, читали лекции д-р физ.-мат. наук, директор Института математики СФУ А.М. КЫТМАНОВ, д-р биол. наук., зав. кафедрой биофизики В.А. КРАТАСЮК, д-р физ.-мат. наук О.Н. ЧЕРЕПАНОВА, канд.биол.наук И.Е. СУКОВА­ТАЯ, канд. физ.-мат.наук Е.Н. НЕМЦЕВА, канд. биол. наук Т.А. ЗОТИНА и другие. Следует отметить профессиональную работу Олега СУТОРМИНА, Татьяны АВСИЕВИЧ, Надежды РИМАЦКОЙ, Дмитрия ГУЛЬНО­ВА и других аспирантов, магистров и студентов, взявших на себя организацию практических занятий и лабораторных работ по темам лекций.

Первоначально в план работы выездной школы не входила экскурсия в СФУ, но мы всё-таки пошли на этот шаг: сделали один университетский день, привезли детей и не только показали всё лучшее, в том числе и библиотеку, но и дали ребятам возможность позаниматься в оборудованных учебных лабораториях. Они были в восторге.

После интенсива мы продолжаем общаться с детьми в дистанционном режиме: предлагаем различные формы научно-исследовательской работы. До конца учебного года ещё будут проведены выездные школы физико-математического и естественно-научного направлений в Канске.

О результатах работы выездной школы по программе «Одарённые дети» рассказывает заместитель директора по учебной работе Института математики СФУ Ольга Николаевна Черепанова: «Проводить такие школы надо, во-первых, потому, что школьники выходят на другой качественно новый уровень образования, не школьный. Во-вторых, они общаются с профессорско-преподавательским составом и начинают понимать, что быть образованным — это престижно. Нам удалось заинтересовать детей, мы показали им межпредметные связи физики с математикой, химии с биологией. Они успели понять, что учиться интересно и необходимо и уезжали со словами благодарности, обещали поступать только к нам, в СФУ. Для 20 школьников мы предложили дальнейшее сопровождение в дистанционной форме».

В рамках программы «Из­бран­ные главы биофизики» школьники познакомились с современными научными представлениями в области биофизики (радиационная биофизика, биофизика белка и биокинетика, биофизика наземных и водных экосистем и т.д.), получили навыки научно-исследовательской и проектной работы.

«Мы проводили с ребятами лабораторные работы и поняли, что мыслят они очень интересно, порой даже нестандартно, —вспоминает аспирант кафедры биофизики Дмитрий ГУЛЬНОВ. — Школьники выбирали различные темы исследования, например, проверяли качество молока (сухое /не сухое), проводили анализ токсичности снега в разных точках базы отдыха. Другая работа имела прикладной характер: по электропроводности школьник определял — червивые овощи внутри или нет.

Ребята из Железногорска исследовали качество табачных изделий с помощью биотестирования (на основе ферментов светящихся бактерий) и получили забавные результаты: один вид сигарет вызвал такое активное свечение, что все даже удивились. О результатах своих экспериментов ребята докладывали на конференции, в самый последний день перед отъездом. Сейчас со многими из них мы продолжаем активно общаться, в том числе и в социальных сетях».

Интенсивные формы занятий преподавателей СФУ со школьниками пользуются большой популярностью не только среди учащихся Красноярского края, но и за его пределами. В этом году преподаватели физики, химии и математики провели выездные интенсивные школы на базе образовательных учреждений Хакасии и Бурятии.

Другой важный проект СФУ и правительства Красноярского края — физико-математическая школа при университете. Набор учащихся осуществляется по конкурсу (в прошлом году конкурс достигал почти 2,5 человека на место).

Если первый набор был преимущественно из красноярских школьников, то нынешний проводится уже с привлечением иногородних детей, поскольку с первого сентября в общежитии № 1 выделены места для их проживания.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы