Вузы, объединяйтесь!

Запомните эту аббревиатуру — СНОК. Сибирский научно-образовательный консорциум всё активнее начинает диктовать изменения в жизни красноярских вузов. Принятая на весенней сессии резолюция состоит исключительно из конкретных пунктов (типа: «составить концепцию … Срок — октябрь 2012 г.»), и таких пунктов — три листа, и все они обязательны к исполнению для вузовского сообщества региона.

Пленарные доклады, прозвучавшие на сессии, в свою очередь предложили участникам некий контекст и обозначили основные векторы, по которым развивается образование России. Мы отобрали для публикации лишь некоторые наиболее яркие высказывания, иллюстрирующие ожидания и вызовы, которые сегодня предъявляются высшей школе.

И.Д. ФРУМИН, советник вице-президента Фонда «Сколково», научный руководитель Института развития образования (Высшая школа экономики)

>> Трендом развития вузов становится объединение. Чем выше уровень взаимопроникновения вузов, тем выше качество образования.

>> Объединение эффективно. Томичи года 3 назад поняли, что их конкуренция друг с другом на региональном рынке вредна. Они конкурировали за профессоров, за абитуриентов, за административный ресурс… В итоге не без давления областных властей было принято решение о создании консорциума томских вузов и научных организаций. Они начали делать простые совместные шаги. Первое — научные и научно-технологические проекты (от администрации было сказано: научные деньги не пойдут в один вуз, ищите возможности кооперации). Второе — формирование общего территориального пространства (оптимизация имущественного комплекса, инфраструктуры). Следующее — совместные образовательные программы. Хотя томские вузы очень специализированы, но, например, разработана совместная программа Медицинского и Технического университетов по подготовке специалистов в области медицинской техники. Наконец, они вместе представляют область за её пределами. При рекрутинге новых студентов томский консорциум выступает как единое целое. И всё это постепенно начинает ломать устоявшиеся барьеры.

Хотя томичи очень переживали, что федеральный университет был открыт не у них, но вот нашли такой асимметричный ответ — кооперацию.

>> Красноярский край выступает одним из пионеров по формированию взаимодействия вузов. Чтобы новый коридор возможностей возник, здесь всё сделано. Есть ассоциация вузов, бизнеса и науки, и есть проекты, которые можно реализовывать.

>> Вузовская система России на самом деле не изменилась по сравнению с советской системой. Важно это понимать. За последние 20 лет в стране практически не было создано новых государственных университетов.

>> Но есть целый ряд вузов, которые были частью отраслей, а стали свободными. Один из примеров — Московский индустриальный университет. Это был втуз при ЗИЛе. ЗИЛа нет, а университет остался. Институты сумели выжить, потому что быстро переключились на другой рынок: от отраслевого на потребителей, на студентов. И при этом сохранили удивительную автономию.

>> Что произошло при этом с рынками труда? Они предельно регионализировались. Делая по заказу мэрии анализ рынка труда Москвы, мы обнаружили чудесные вещи. Например, Москва производит 200 инженеров морского транспорта в год. Но в Москве нет ни одного места, куда бы эти инженеры могли пойти работать. Понятно, как это исторически сложилось. Но также понятно, что сегодня, при сильной регионализации рынков труда, не произошло регионализации университетских систем.

>> В перспективе до 2020 года количество душ, которые могут после школы идти учиться, будет драматически снижаться. Это что означает? Неизбежна реструктуризация системы по причине отсутствия студентов. Можно, конечно, сделать, как с детскими садами в 90-е годы, когда их частично продали, передали МЧС и т.д. Теперь их катастрофически не хватает. Вопрос об использовании высвобождающегося потенциала вузов будет исключительно важным в ближайшие годы, если мы не хотим действовать примитивно.

>> Ключевой вектор государственной образовательной политики — это приведение структуры высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда. Реструктуризация скорее всего будет приводить к тому, что усилится дифференциация университетов.

>> 50 лет назад, когда в Калифорнии руководство штата увидело, что университеты — а там было много университетов — конкурируют друг с другом, переманивают студентов, преподавателей, не кооперируются, оно предприняло категорически антирыночный, жёстко административный, можно сказать, советский ход. Они определили группу университетов, которые будут исследовательскими (мы сейчас их знаем, это университеты Беркли, Сан-Диего и др.); которые будут работать на региональный рынок труда, требующий специалистов высокой квалификации (это политехнические университеты в основном); и так называемые территориальные колледжи, с гибкими программами, что-то типа многопрофильных техникумов.

И это специальное действие (когда буквально были «назначены» университеты: исследовательские, работающие на промышленность и те, которым никогда не стать университетами) привело к тому, что Калифорния сегодня является мировым лидером в высшем образовании, привлекающим десятки тысяч иностранных студентов.

>> Точно не надо всем двигаться к одинаковому образцу исследовательского университета.

>> Второе направление, очень важное в государственной политике, — это восстановление роли высшего образования как социального лифта. Ошибочно представление, что раз у нас 85% выпускников идут в вузы, то мы создаём социальные лифты для всего населения.

>> Качество образования. В университет стали приходить люди, которые раньше туда никогда не приходили. Ректор Томского университета Г.В. МАЙЕР как-то сказал: «Я не понимаю, как учить студентов, которые приходят на физфак в спортивных штанах». Выгнать их? Но тогда придётся сокращать профессоров.

>> Безусловно, происходит снижение качества образования. Никакой отдельный профессор в этом не виноват, это процесс объективный.

>> Средний балл на платные места в пединституты — 51 по ЕГЭ. Это очень «дохлая» «тройка». Чего помогать конторам, которые работают с заведомо негодным материалом? Может, главная помощь пед­институтам должна быть в том, чтобы запретить принимать абитуриентов меньше какого-то балла.

>> Мы начинаем всерьёз смотреть на университеты как на двигатель инновационного развития. Но здесь нужно преодолевать наследие отраслевых вузов. Показательный пример: в одном из московских институтов объявили конкурс на лучшие инициативные разработки. Люди понесли разработки, которые уже лет 15-20 у них готовы. На конкурс их не взяли. И вот профессура написала письмо: вы действуете неправильно. Вы ждёте от нас инициативных разработок, вместо того, чтобы сказать нам, что мы должны делать. И они правы с той старой отраслевой позиции. Но сегодня именно университеты во всём мире являются точкой порождения новых идей и технологий. И эта крупнейшая перестройка — с позиции обслуживания в позицию инициативы.

Н.Д. ВАВИЛИНА, ректор Нового Сибирского института, эксперт Общественной палаты РФ (Новосибирск)

Докладчик предложила результаты фундаментального исследования, проведённого для 20 отраслей экономики, представленных всеми типами предприятий. 75% экспертов, опрошенных в рамках исследования, — владельцы предприятий, главные менеджеры, 25% — руководители кадровых служб. Кроме того, представлены и все уровни профессионального образования: вузы, колледжи, ПТУ.

>> Интересно соотношение кадрового потенциала, с которым имеет дело каждое предприятие. Оно не имеет дело с экономистами, инженерами, техниками, рабочими… Там другое деление. Реальный руководитель имеет дело со следующим соотношением своих работников (в %):

АУП — 12,5;
Специалисты (служащие) — 24,0;
Работники основных профессий — 40,6;
Обслуживающий персонал — 14,5.

И кадры от образовательных учреждений ждут в этом соотношении.

>> Интересны и требования к каждой категории работников. Запросы работодателей и предложения вузов — часто не совпадают.

>> При этом для работодателя доминируют личные качества. Например, для АУП в таком составе и последовательности: ответственность, способность самостоятельно принимать решения, стрессоустойчивость и коммуникабельность, трудолюбие, ум. У вузов этому списку соответствует несколько иной набор: коммуникабельность, ответственность, способность самостоятельного принятия решения, творческая активность, креативность.

>> То есть работодатель видит в будущем работнике в первую очередь организатора, мы — носителя идей. Руководителям требуется «трудолюбивый» работник среднего звена, а образование готово предложить «обучаемого».

В.С. ЕФИМОВ, директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ

>> В мире произошла цифровая революция.

>> И.Д. Фрумин как-то сказал: если российское образование не перейдёт в цифру, то через 10 лет мы будем учиться по цифровым форматам англоязычного образования. В этом смысле русскоязычная база текстов, материалов, технологий должна быть создана, это в каком-то смысле цивилизационная задача.

>> Сейчас сложились предпосылки для того, чтобы запускать это цифровое дистантное образование. Сектор пользователей Интернет в 2011 году составил 70 млн человек. Рынок дистантного обучения по прогнозам будет расти по 23% в год. А рынок прямого образования будет сокращаться.

>> Через 10 лет умрут университеты, не имеющие сильного цифрового контента и эффективной образовательной логистики. Это драматический прогноз, но он достаточно реален.

>> Виртуальный университет — это не просто электронная версия курсов, выложенная на сайт. Нужна новая педагогическая парадигма. Это переход от образовательного конвейера к индивидуальным образовательным технологиям, это новая позиция учащегося и преподавателя.

Виртуальный университет — это, в первую очередь, мощный образовательный портал, электронная библиотека, электронный офис. И, что важно, другая технология маркетинга и управления. То есть на старых технологиях ситуация не будет решаться. Это будет «припарка» существующему университету.

>> Рассматривать виртуальный университет нужно как полноценный, а не как фабрику по выдаче дипломов. Три базовых процесса в нём должны быть обеспечены: образования, исследования и общественного дискурса, экспертизы.

(Реплика доктора психологических наук Б.И. ХАСАНА: «Вы нигде не обсуждаете риски. Есть отчётливый тренд: молодое поколение переходит в виртуальное пространство. В то же время параллельно разворачивается тренд с концентрациями и кооперациями «живых» практик, общения. Получается: если содержательное, интеллектуальное сейчас перейдёт в виртуальное пространство, то в живом, видимо, будут разворачиваться другие процессы, компенсаторного типа, не всегда социально позитивные…»)

Ю.Н. МОСКВИЧ, директор Центра стратегического прогнозирования и программ развития КГПУ

Докладывая о работе секции «Общество, культура, человек», Юрий Николаевич внёс ряд конкретных предложений, не содержащихся в первоначальном проекте резолюции.

>> Совершенно очевидно, что к 1 сентября нужно рекомендовать модернизацию учебных планов магистратуры - курсами, работающими с инновационным мышлением, формирующими инновационные качества личности. В педуниверситете есть свой проект по этому поводу, и помочь друг другу в этом — это удовлетворить потребности работодателей.

>> Необходимо создать диагностический межвузовский центр инновационных качеств личностей студента. Мы до сих пор не понимаем: наш сибирский характер подходит для деятельностных задач или нет? Соответствующую межвузовскую научно-исследовательскую проектную площадку можно организовать на основе лаборатории прикладной и практической этики (Технологический университет).

>> К 1 сентября сформировать координационный совет по развитию магистратуры и академической мобильности в пространстве СНОК. В рамках этого совета организовать центр мониторинга региональной потребности в магистрантах.

>> Объединить к 1 сентября и проанализировать кадровые возможности каждого университета и не менее 25% курсов сделать за счёт регионального межвузовского компонента. Главное — давайте думать прежде всего о студентах и договариваться ради них.

>> Обратиться к краевому правительству с предложением поддержать всех студентов, имеющих повышенный балл ЕГЭ. Когда родители узнают, что их дети за больший балл получат дополнительный респект и уважение в вузах — резко изменится ситуация в школах.

>> Обычно, говоря о магистратуре, имеется в виду молодое поколение. У нас созрело предложение — делать так, как делается в быстро меняющихся странах: создавать социально-ориентированные магистерские программы для людей, получивших высшее образование 10-20-30 лет назад. Тогда магистратура может превратить СНОК в народный университет Красноярского края.

Фото Л. ШОСТАК

Похожие материалы