Тотальный диктат русского языка

или Почему мы приходим писать диктант

Тотальный диктант 2012 г. в Красноярске. Дата: 21 апреля. Время: 16.00. Места проведения: Сибирский федеральный университет, Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, Сибирский государственный аэрокосмический университет.

В Красноярске, несмотря на пасмурную погоду, удалённость от центра двух площадок (СФУ — запад, СибГАУ — восток), написать Тотальный диктант пришли больше 850 человек. Из них один мальчик 2004 года рождения (дописал до конца). Большинство — не школьники. Многие получили «двойки» и даже, наверное, догадывались, что не получат хороших и отличных оценок, как было когда-то в школе. Текст диктанта (автор — обладатель, кажется, всех российских писательских премий Захар ПРИЛЕПИН) очень сложный по своему синтаксису и, значит, по пунктуации.

Все три площадки испытали ужас от количества желающих принять участие в акции. Самый страшный ужас случился в Краевой библиотеке: они рассчитывали максимум на 150 человек, а пришло более трёхсот. Искали помещения, где-то не заработала положенная по регламенту аппаратура. Привлекли «запасных» дикторов, допечатывали бланки, организаторы сбились с ног.

Поэтому главный вопрос — почему? Зачем людям, многие из которых последний раз писали диктант в школе, было нужно в выходной день приехать на окраину города или, наоборот, мчаться в центр для исполнения процедуры, которая, скорее всего, в школьные годы не вызывала никакой радости?

Ответ, который первым приходит на ум, — ностальгия по детству и юности, неизбежно связанными со школой, а значит, с диктантами, контрольными работами, уроками, дисциплиной. Но почему тогда в Интернете так бурно, чуть ли не до оскорблений, обсуждается каждая запятая, каждый синтаксический оборот в тексте? Экспертная комиссия ещё получит изрядную порцию лестных слов в свой адрес за спорные, неоднозначные и даже абсолютно справедливые решения по поводу того, как оценивать тот или иной знак. С орфографией попроще, а вот пунктуация всегда порождает яростные споры.

Второй, парадоксальный, ответ — особый тип мазохизма, желание испытать чувство опасности и страха, связанное не с прыжками на тарзанке и крутыми поворотами на бешеной скорости, а с ручкой в руке и листом бумаги перед собой, где головокружительный прыжок — пробел перед или после частицы, а крутой поворот — незаметный изгиб запятой. Но и это не объяснение. Ведь на акцию приходят и те, кто пишет диктанты «по долгу службы» — студенты-филологи, школьники.

Мне кажется, ответ прост. Это любовь к русскому языку. Причём выражается она самым действенным способом: человек приходит писать текст в соответствии с языковой нормой, неотъемлемой частью русской письменной культуры. Он приходит делать это в окружении своих единомышленников, которые тоже любят русский язык и так же, как он, считают, что сами должны соответствовать мощи и величию этого инструмента общения, по большому счастью попавшему в их руки. Так что это — немножко экзамен и, конечно же, праздник.

Был у нас Год русского языка, официальный и во многом формальный. Зато теперь есть день русского языка, пусть каждый год разный, но люди разного возраста, с разным образованием, разными политическими и религиозными взглядами в этот день приходят к нам, филологам, чтобы выразить действием свою любовь к русскому языку и отчасти проверить, есть ли ещё у них порох в пороховницах, чернила в чернильницах и орфограммы №№ 3 и 4 в голове.

Игорь КИМ, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК

КСТАТИ

Лучше всех диктант в Красноярске написали Ксения ГАСНИКОВА, Марина ЛУКЬЯНЧИКОВА, Анжелика ГЕТЬМАН, Евлалия МАЗАНИК. Они получат хорошие призы — коммуникаторы!

Вся информация о Тотальном диктанте (его в этом году в 83 городах по всему миру написали в совокупности 14 500 человек) —
на totaldict.ru.

Похожие материалы