Август 45-го

Воспоминания Михаила Григорьевича МАКУХИНА о советско-японской войне

В нескольких десятках километров от границы стояла, изготовившись к прыжку, вооружённая до зубов, получившая в Китае боевой опыт Квантунская армия, хотя 13 апреля 1941 года был подписан пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией.

Михаил Григорьевич Макухин родился 21 октября 1925 года в д. Бувальчик Тайшетского района Иркутской области. 1944-1950 гг. — служба в армии.

В 1957 году окончил механический факультет Сибирского технологического института.

С 1965 года работал в Политехническом институте на кафедре автомобилей и двигателей. Кандидат технических наук.

Противостояние двух огромных армий с «готовностью № 1» продолжалось и нарастало. Япония делилась с фашистской Германией, воюющей с СССР, разведывательными данными о Советском Союзе и вела огромную работу по подготовке бактериологической войны. Действовал секретный «исследовательский центр» Квантунской армии. Один из их генералов на суде в Хабаровске заявил: «У нас нет другого оружия, кроме бактериологического, чтобы победить Советский Союз».

Зловещие исследования проводились в филиалах центра № 731... Выращивались и культивировались вирусы и микробы опаснейших болезней: брюшного тифа, холеры, сибирской язвы и др.. Опыты проводились на живых людях — тысячи китайцев, русских, корейцев, монголов, американцев, англичан были уничтожены.

О том страшном времени напоминают развалины крематория, находящегося в нескольких десятках километров от Хайлара, где уничтожали людей в варварских экспериментах люди в белых халатах.

В 1945 году пришёл конец существованию марионеточного государства Маньчжоу-го.

В ночь с 18 на 19 августа 1945 года Р.Я. Ма­ли­­нов­ский ставит задачу обезоружить большую группировку Квантунской армии, находящейся в Мукдене. Надо было принудить японское командование дать войскам приказ о полной и безоговорочной капитуляции. Этот приказ должен подписать император и через офицеров довести до войск.

Мне ещё не было 17 лет, когда 17 сентября 1942 года я пошёл не в школу, а на работу. Меня приняли шофёром пожарного автомобиля на Бирюсинский лесозавод. В феврале 1944 года я получил повестку из военкомата. А дальше — пересыльный пункт в Иркутске, карантин, и 23 февраля 1944 года в День Советской Армии принял присягу, был зачислен радистом радиовзвода 297-го отдельного батальона связи.

Начались учения, марши, огневая подготовка в составе Борзинского укрепрайона Забайкальского военного округа. Каждый из нас понимал, что нельзя оставлять на границе сильную Квантунскую армию, надо раз и навсегда покончить с восточным очагом агрессии. Особенно упорные бои ожидались на нашем участке фронта — у Хайлара и на Хинганском хребте.

Требования трёх держав — США, Великобритании и Китая — от 26 июля о безоговорочной капитуляции японских вооружённых сил было отклонено. Советское правительство, верное своему союзническому долгу, приняло решение присоединиться к требованию союзных держав и заявило, что с 9 августа Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.
11-го августа мы подошли к Хайлару. Хайларский укреп­район скрывали лесные склоны гор, с которых японцы шквальным огнём обстреляли наши стрелковые части, понесшие большие потери. Подошла артиллерия, заняла боевые позиции и прямой наводкой начала обстрел. Пехота при поддержке тяжёлой артиллерии и «катюш» блокировала многотысячный гарнизон Хайлара. Ещё несколько дотов огрызнулись пулемётным огнём, после чего наступила тишина.

Всю ночь моросил дождь. Наутро, после артобработки ближнего дота, должен был начаться штурм, но вот на склонах сопок появились белые флаги. Капитуляция. Японские солдаты вышли из укрытий, начали бросать в кучи оружие, имущество, сдаваться в плен. Их строили в колонны и направляли в пункты сбора военнопленных. Наших погибших солдат похоронили в братской могиле в сквере перед казармами в г. Хайларе. Установили временный памятник.

Закончилась война с Японией. Наши части вернулись из Маньчжурии на родину, но военнослужащие моего года рождения продолжали службу. Так что я вернулся домой в октябре 1950 года.

24. 04. 2012 г.

Похожие материалы