Разговор продолжается

Вторая из серии встреч ректората с трудовыми коллективами институтов СФУ состоялась на второй площадке 22 марта. Как ни странно, людей пришло не так много. Похоже, на самом деле особого желания что-либо обсуждать с менеджментом высшего звена у ППС нет. Конечно, наивно было бы утверждать, что подобные мероприятия сразу решат все проблемы. Но искать понимания, намечать пути, которые лягут в основу управленческих решений, — надо, и прямой диалог с ректоратом для этого — лучшая возможность. К тому же первый проректор П.М. ВЧЕРАШНИЙ начал разговор со столь серьёзного сообщения, что другие проблемы как-то отошли на второй план.

Стратегическое

Новость заключалась в том, что министерство образования РФ приступает к переводу вузов на новый принцип финансирования — нормативно-подушевой. Обсуждения и рабочие совещания по этому поводу велись уже, наверное, лет десять, первоначально система вводилась в школах, но вот сейчас этот принцип станет тотальным для всей сферы образования.

Что это даст вузам? Можно предположить, что от подушевого подхода выиграют институты с преимущественно техническими специальностями: стоимость инженерной подготовки высока, так что каждый поступающий сюда абитуриент будет приносить серьёзное финансирование. Гуманитарным специальностям, видимо, придётся сложнее. Серьёзной проблемой может стать и принципиальное условие министерства: сумма обучения на платной основе не может быть ниже бюджетных субсидий на одного студента. Конечно, можно только радоваться, если на подготовку одного бюджетника в год будет выделяться, скажем, 100 тысяч; но вот найти абитуриентов, готовых за такие же деньги учиться платно (особенно на неконкурсных специальностях), — станет задачей на засыпку. Если ещё и коммерческие вузы начнут демпинговать, то число платников может сократиться на порядок. И, разумеется, при новой системе финансирования борьба за абитуриента среди вузов серьёзно ужесточится.

Впрочем, условия финансирования — это внешний и общий фактор. Главной стратегической линией для СФУ остаётся Программа развития до 2021 года, по которой университет продолжает работать. Основные блоки здесь: совершенствование инфраструктуры, развитие науки и повышение качества обучения.

Вложения в инфраструктуру, имевшие место до сих пор, в дальнейшем не будут столь масштабными. Делать такие глобальные ремонты, как до недавнего времени, университет вряд ли сможет. Но то, что начато сейчас, будет завершено.

В частности, в этом году капитально отремонтируют несколько общежитий. Завершится реконструкция бассейнов, которые, без преувеличения, станут самыми современными сооружениями этого типа в Красноярске («стандарт, на который равняется университет, — выше среднего городского»).

Вложения в науку, осуществлённые в последние 5 лет, привели к убедительным результатам: по итогам прошедшего года учёные принесли университету 1 млрд рублей! Теперь на очереди — ожидание прорыва в образовательной деятельности. Здесь большое поле для перспективных начинаний.

Пока СФУ не слишком отличается от других региональных вузов по способам и методикам подготовки, и задача — эту ситуацию изменить. В первую очередь, путём изменения форм и содержания преподавания. Работа в проектах — в дополнение к привычным лекциям и семинарам; самостоятельная работа студентов за счёт уменьшения аудиторной нагрузки. И т.д.

Уже с нового учебного года часть магистрантов инженерных специальностей начнёт учиться по новым программам. Требования у работодателей к качеству подготовки — это тренд, и коллективы институтов должны быть к этому готовы.

Кстати, адресовать ректорату предложения и вопросы типа «Не пора ли создать учебно-методический совет по инженерному образованию?», «Как развивать базу для транспортных специальностей?» и другие — пожалуй, занятие «риторическое». Обсуждать, создавать новые концепции, выступать с проектами и инициативами — это право и обязанность профессионального сообщества. А вот когда конкретная программа действий продумана и разработана, — руководство её непременно рассмотрит и поддержит.

Актуальное

Главной проблемой сегодняшнего дня является подготовка к аккредитации. Преподаватели высказали пожелание, чтобы работа, которую они в этой связи ведут, дополнительно оплачивалась. Но на самом деле только часть преподавателей, задействованных в проведении тестирований, имеет сверхнагрузку, и вопрос с оплатой их работы сейчас решается в учебном управлении. Общие же усилия по подготовке отчётов и проч. — это часть функционала.

Были заданы вопросы по структурной организации университета. В частности, не стоит ли нам перейти к сетевой организации вуза (для более эффективной управляемости); не следует ли отказаться от автономии; какие риски влечёт присоединение торгово-экономического института.

Конечно, от автономии никто отказываться не собирается: университет научился работать в этих условиях и видит их преимущества. В процедуре присоединения торгового института, конечно, возможны объективные трудности; но есть и определённые надежды на создание успешного института. Во всяком случае объединение в одном вузе всего спектра экономических специальностей, по которым высшая школа сегодня ведёт подготовку, обязательно даст синергетический эффект в рамках региона.

Земное

Наболевшие вопросы были связаны, в первую очередь, с жильём.

Проректор опроверг слухи о том, что преподаватели и сотрудники лишатся служебного жилья. Да, сейчас принято решение — никого, кроме студентов, в студенческие общежития не селить. Но тех, кто уже заселён, выселять не собираются. Более того, в том комплексе новых общежитий, который сейчас строится, предусмотрена серьёзная квота для молодых преподавателей и аспирантов.

Подробную информацию о новом строительстве квартир для преподавателей, к которому также приступает СФУ, дал председатель профкома и заместитель проректора по капитальному строительству и общим вопросам А.К. ВАХТЕЛЬ. Списки очередников, которые велись по площадкам, сохранены, так что нет необходимости их вновь составлять. Юридическое управление уже разработало порядок создания кооперативов; с банками проведены предварительные переговоры по условиям предоставления льготной ипотеки. Так что к строительству можно будет приступить достаточно скоро. Но на этом пути всем участникам предстоит тернистый путь. Строительство будет вестись на средства самих преподавателей, члены кооператива сразу должны внести 30% стоимости жилья, ипотека вряд ли может быть меньше чем под 12%... Конечно, цена за квадратный метр, как обещает ректорат, будет ниже рыночной, но всё-таки для многих, особенно для молодых преподавателей, — она часто неподъёмна...

Ещё один «земной» вопрос — услуги двух университетских профилакториев. Когда-то здесь могли обслуживаться не только студенты, но и преподаватели. Однако в 2004 году вышел федеральный закон, лишивший преподавателей такой возможности. А у студентов профилактории преимущественно востребованы в одном качестве: как способ получить талоны на льготное питание. Поэтому перспектива здесь одна: получение лицензий на осуществление лечебной деятельности, и только после этого — предоставление соответствующих услуг, в том числе преподавателям, — возможно, по сниженным ценам. В противном случае наши профилактории может ждать судьба аналогичных учреждений Уральского федерального университета, где от их содержания просто отказались, передав в ведение муниципалитета.

Также преподавателей 2-й площадки волновал вопрос: что будет с главным корпусом Политехнического института? Ответ: до сих пор нет утвержденной экспертизы о состоянии фундаментов корпуса. Тем не менее речь о сносе здания не идёт: его ждёт капитальный ремонт, который должен начаться в 2012 году.

Соб. инф.

Похожие материалы