НЕГРустное ТВОРЧЕСТВО
С виду простые старушки. Такие обычно коротают вечера на лавочках и рассказывают внукам сказки про то, как в своё время выносили коня из горящей избы. Когда я поближе познакомился с Валентиной Григорьевной САЛМАН, Марией Ивановной ЖУРАВЛЕВОЙ и Зинаидой Павловной ИГНОТЕНКО, понял — это далеко не обычные пенсионерки… Их задору и драйву позавидует любая студентка!
Я учусь на отделении филологии ИФиЯК СФУ. Летом этого года вся наша группа слегка озадачилась — нужно было пройти фольклорную практику. Казалось, в современных реалиях эта миссия не выполнима —сегодня далеко не каждый осмелится постучать в незнакомую дверь. Времена, когда практикантов могут запросто пригласить на порог, прошли. Теперь могут лишь послать... Но студентам-филологам «орешек» оказался по зубам!
Сам я родом из Уярского района; у нас полно небольших деревень. Лучшего места для того, чтобы отыскать родники народного творчества, и не придумаешь! Так что практику я отправился проходить по месту жительства.
В Никольске меня встретила и громко облаяла свора собак. Стучусь в первую калитку в надежде получить добротную порцию устного народного творчества (в большей мере меня интересовали частушки).
— Здравствуйте, я к вам практику проходить, — говорю пожилой женщине.
— Тимуровец, что ли? Да дров я уже и так нарубила…
Женщина наотрез отказалась петь, плясать и рассказывать байки. Зато дала адрес своей знакомой Валентины Салман. «Она-то с радостью тебе всё вышеперечисленное сделает!» —сказала напоследок старушка.
«Девяностого» в деревне ждать бессмысленно, поэтому на другой конец Никольска пришлось идти пешком. Валентина Григорьевна и впрямь приняла меня как родного. Узнав цель визита, пенсионерка тут же достала сотовый телефон и «набрала» подружек — Марию Ивановну и Зинаиду Павловну.
Спустя десять минут они уже лихо голосили частушки:
На дубу сидит ворона,
Кормит воронёнка.
У какой-нибудь растяпы
Отобью милёнка!
В моём лице Валентина Григорьевна явно разглядела потенциального собеседника. Помимо частушек бабушка стала вспоминать истории из своей молодости, показывать старинные фотокарточки, также провела и краткий экскурс в современную жизнь деревни.
— Сейчас в Никольске проживает около 170 человек — это, конечно, мало, но вымирать наша деревенька не собирается! — уверенно заявляет пенсионерка. — Встречаемся в клубе, поём. Приходят и стар и млад!
Дурные мысли жители Никольска отгоняют лихими частушками. Долгие вечера они коротают беззаботно и весело. Начнётся зима, и люди станут видеться намного чаще — ведь дома из развлечений только телевизор и радио, а в клубе можно поговорить по душам с односельчанами. Поговорить и спеть:
Посмотри в окошко —
Воробей таращится.
Шуба рвана, без кармана,
На вечёрку тащится!
* * *
Как по речке — по реке
Плыла корова в пиджаке.
Рукава бумажные,
Дела мои неважные…
* * *
Загорелася солома,
Так и пыхает огонь.
Захотели девки замуж,
Так и топают ногой!
* * *
Валентине Григорьевне 74 года, но она по-прежнему бодра, добра и старается смотреть на жизнь проще — по пустякам не расстраивается, иначе «сил да нервов не хватит!». С любимым супругом она счастлива вместе вот уже сорок лет, пенсионеры держат корову и по утрам балуют себя парным молочком. У Валентины Салман 13 внуков и 6 правнуков! А ещё у бабушки хорошая память и отменное чувство юмора.
— Чем веселее будут собранные частушки, тем успешней зачтётся практика! — говорю пенсионеркам.
— Так мы ведь и матерные можем! — недолго думая, отвечают они.
В сознании всплывает напутственная перед практикой речь преподавателя: «Матерные слова в народных произведениях также являются неотъемлемой частью фольклора, без них никуда».
— Спойте, — робко соглашаюсь я. Но эти куплеты всё-таки заставили покраснеть мои уши…
* * *
В общей сложности мне удалось зафиксировать около 30 частушек у жительниц Никольска. Считаю, что практика удалась — я собрал материал и стал очевидцем огромной любви сельских жителей к народному творчеству. Покуда в русских селеньях так добросовестно несут фольклорную вахту, историческое беспамятство нам не грозит!
Фото автора