Наталия ГАФУРОВА: «Институт уникален, и моя задача — сохранить эту самобытность»

В мае нынешнего года директором Института цветных металлов и материаловедения СФУ стала совсем «не металлург», а профессор, доктор педагогических наук Наталия Владимировна ГАФУРОВА.

ДОСЬЕ
Гафурова Наталия Владимировна — доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения. Закончила КГУ по специальности «математик». Начала работать в Красноярском институте цветных металлов преподавателем-стажёром. В 2000 году в составе творческого коллектива института (5 человек) была удостоена премии Правительства РФ в области образования. Докторскую диссертацию защитила в 2005 году. Работала заместителем декана, проректором по учебно-воспитательной работе, научным руководителем Малой инженерной академии. Дважды лауреат Российского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов Фонда развития отечественного образования (2006 и 2011 гг.). Член двух диссертационных советов. Руководитель магистерской программы и нескольких программ повышения квалификации преподавателей. Главный редактор краевого журнала «Научное общество учащихся».


— Наталия Владимировна, сам собой напрашивается вопрос: легко ли быть директором столь неженского института?

— Когда зашла речь о моём назначении, я чётко представила: за спиной будет стоять коллектив, в котором я работала не один десяток лет. Мне и микрорайон, где расположен институт, знаком с детства, я здесь выросла, ходила в «цветмет» ещё школьницей на студенческие мероприятия. Поэтому есть, как говорится, душевная привязка к «объекту». Сюда я пришла по распределению, после окончания КГУ. Металлургическое производство, конечно, требует мужских кадров. И наши учебные лаборатории представлены в основном мужским составом. Что же касается преподавателей, то здесь мужчин не намного больше.

Понимание ответственности? Было. Я знала, что это особый коллектив: большинство преподавателей выпускники нашего вуза, потому как институт уникален — за Уралом подобных нет. Институт цветных металлов и золота создавался целевым решением правительства. Наши кадры — это специалисты, «заточенные» под определённую отрасль. Повышение квалификации и защита диссертаций происходят в небольшом круге «своих» отраслевых вузов. Считаю, что сохранить самобытность, лучшие традиции, сложившиеся за 50 лет деятельности вуза на сибирской земле, — моя задача.

— По специальности вы математик-информатик — это сегодня помогает вам, как руководителю?

— У нас в школе висел плакат с высказыванием М.В. ЛОМОНОСОВА: «Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит». Когда я пришла работать в Институт цветных металлов на кафедру довузовской подготовки, то с самого начала была связана с информатикой. Прошла цепочку от стажёра-преподавателя, ассистента до профессора. На момент вхождения в СФУ я была проректором ГУЦМиЗ по учебно-воспитательной работе. Мне институт хорошо знаком с точки зрения менеджерской деятельности. И, несмотря на то, что я по специальности далека от металлургии, понятны внутренние процессы — то, что необходимо управленцу. А базовое математическое образование всегда помогает.

— Вы продолжаете преподавать на факультете повышения квалификации СФУ «Инженерную педагогику». В чём специфика предмета? Нужна особая методика для передачи инженерных знаний?

— Инженерная педагогика получила мировое признание и широкую практику в 70 странах мира. В нашем институте преподавательский состав — это инженеры-специалисты. Они готовили себя к практической, а не к педагогической деятельности. Сегодня, например, в российских медицинских вузах категорически поставлен вопрос: выпускник-врач не может быть преподавателем, потому что он не обучен работе со студентами. Та же самая проблема и с инженерами. Есть международные программы и объединения, в которые входят разные страны, например, программа «Инженерно-педагогическое образование», IGIP. В своё время четыре наших ведущих преподавателя прошли трёхгодичное обучение по этой программе. Это люди с базовым инженерным образованием, с большим стажем и с учёной степенью не менее кандидата наук. Сегодня педагогика инженерного образования очень хорошо разработана в теории, и есть много интересных работ, которые хотелось бы донести до реального образования. Повышение квалификации посвящено именно таким вопросам.

Отдельное направление в инженерной педагогике — обучение воспитательной работе инженеров-металлургов, инженеров горного дела и др. Это передача особой культуры от человека к человеку, связанная с профессиональной деятельностью, и поэтому здесь нужны преподаватели со сформировавшимися взглядами и ценностями.

Если уж мы затронули вопрос о повышении квалификации, то я убеждена, что в силу мобильности знаний и технологий в мире нужно проходить обучение не раз в пять лет (как это было прежде), а ежегодно. Если человек в течение полугода не поучаствовал в конференции, не съездил на УМО, не обменялся опытом — он фактически уже отстал. А возможность повысить свою квалификацию в рамках СФУ есть у любого специалиста независимо от возраста.

— Планируете ли вы кадровые перестановки?

— От опыта старшего поколения профессорско-преподавательского состава отказываться не собираемся, однако состав дирекции «омолодили» (средний возраст до 40 лет). Сделано это с одной целью — привлечь к менеджерским управленческим процессам молодёжь, поскольку программа развития СФУ требует реализации инновационных подходов в управлении.
Привлечь молодые кадры было не просто — выполнять научную работу по гранту и договору престижнее, да и денежное вознаграждение выше, чем в управленческом аппарате. Но всё-таки удалось справиться с важной задачей — создать перспективную команду управленцев, пока мы в начале пути.

— В СССР профессия металлурга считалась почётной. Фото какого-нибудь сталевара на фоне льющегося металла — едва ли не символ советского времени. А сейчас набиваешь в yandex «металлург», и он выдаёт тебе футбольно-хоккейные новости…

— Вы затронули «больную» для нашего института тему: позиционирование в обществе металлургии как отрасли, и нашего института в частности. Металлургия сегодня не воспринимается населением как один из существенных источников наполнения краевого бюджета и как отрасль, составляющая более половины промышленности края.

У наших выпускников нет проблем с трудоустройством по специальности. Более того, они на предприятиях получают солидную материальную поддержку. «Благодаря» СМИ общество не видит реальной картины на предприятиях и не имеет возможности объективно расставить акценты. Металлургия сегодня — это высокотехнологичная отрасль, белые халаты и очень много, в том числе, женских специальностей.

Например, в институте существует направление «Материаловедение», которое позволяет создавать новые материалы, получать новые свойства металлов и сплавов, отвечающие запросам времени и потребностям промышленности.

Мало кто знает, что в металлургии востребованы ребята-интеллектуалы с хорошими знаниями физики, химии, математики, и что впереди у них обучение в магистратуре, аспирантуре, в том числе и за рубежом. Металлургия сегодня требует нетрадиционных, нестандартных научных решений. Вот пример из жизни: известно, что для обеспечения передачи большого объёма электроэнергии требуются провода с особыми свойствами материала. Когда от нашей ГЭС идёт передача большого объёма электроэнергии по проводам, то требования к их свойствам чрезвычайно высоки. Провод должен быть термически стабильным, обладать высокой коррозионной стойкостью, сочетать высокую электропроводность и достаточную прочность, сохраняющуюся после нагрева свыше 2500С. Увы, провода из существующих сегодня сплавов перегреваются, провисают, обладают низкой удельной прочностью. Поэтому необходим качественно новый состав проводов, который бы выдерживал столь мощную нагрузку. Сейчас эту задачу решают учёные и аспиранты института в рамках научного гранта.

Сегодня наш институт занимает хорошие позиции в науке: есть серьёзные работы и очень внушительная сумма для их выполнения. Одно меня беспокоит: гранты точечно локализованы (замыкаются в основном на отдельных учёных института), а хотелось бы более массового вовлечения ППС в научные исследования. К сожалению, не всегда в рамках научной деятельности участвует молодёжь. Тем не менее, сегодня порядка 20 наших студентов ведут научно-исследовательскую работу по целевому заказу «РУСАЛа». Нынешним летом при содействии этой компании десять наших студентов отправлены на обучающий курс во Францию.

Металлургическая промышленность в крае бурно развивается, и буквально вчера ко мне приходили представители предприятия, которое через два года планирует выпускать ферросплавы, крайне необходимые в металлургической промышленности. В настоящее время 90% указанной продукции Россия импортирует. Руководство этого предприятия уже сегодня сделало заявку на кадры в нашем институте.

Выпускники работают на заводе «Красцветмет», в компаниях «Норникель», «РУСАЛ», «Полюс» и т.д. Большие надежды в плане трудоустройства возлагаем на Богучанский алюминиевый завод и завод поли- и монокристаллического кремния на «Горно-химическом комбинате».

Пятикурсники с потенциальными работодателями

Пятикурсники с потенциальными работодателями

— Помимо материаловедения институт ведёт обучение по направлению «Металлургия»…

— На кафедре обработки металлов давлением действует программа, связанная с ювелирной промышленностью, и это чрезвычайно популярная у женского населения специальность. Популярна она в силу того, что свой художественный вкус, природную утончённость девушки могут воплотить в ювелирных изделиях. Часто именно на эту кафедру мы приводим школьников, здесь есть что показать...

— Как институт строит работу по развитию довузовского образования?

— Сегодня вырос другой, новый школьник, и хождение на родительские собрания и в классы уже малоэффективно. Проблема ещё в том, что в старших классах идёт обучение по индивидуальным образовательным траекториям. Как в них включиться? Мы делаем упор на работу в социальных сетях, на выпуск качественного мультимедийного продукта, содержащего информацию на языке, понятном ребятам. При институте действует Малая инженерная академия, строим программы сотрудничества с техникумами, в рамках социального партнёрства с ведущими предприятиями отрасли открываем специализированные классы и группы.

— Как вы оцениваете материально-техническую базу учебного процесса в институте и состояние социальной сферы?

— Всё оборудование, закупленное в первые годы создания СФУ, используется в полном объёме. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание — сегодня 2011 год и, если говорить о компьютерной технике, то есть потребность в обновлении. Что касается специализированного оборудования — хотелось бы отдельных точечных вливаний.
Социальные вопросы. Больше всего меня волнует состояние общежитий. На нашей площадке они строились давно. После ремонта они отвечают санитарным требованиям, но мы понимаем, что общежития коридорного типа морально устарели. Есть потребность в строительстве общежития квартирного типа, тем более что имеется заколоченное здание, на модернизацию которого есть проект, но пока не хватает ресурса.

Другая проблема института — организация питания. Похоже, по ряду причин ремонт столовой в этом году не состоится, а своего комбината питания на площадке нет. Привозная продукция существенно отличается ценой и не удовлетворяет ассортиментом. Сейчас руководство СФУ работает над этой проблемой.

— Какие традиции в институте с более чем полувековой историей вы намерены развивать?

— В рамках социального партнёрства развиваем учебно-научные связи с предприятиями отрасли, включая в разнообразную жизнь института конкретных работодателей. Два года назад мы отметили 50-летие. Когда-то в институте был мощный хор преподавателей. Долго гремела команда КВН, причём игра проходила между преподавателями и студентами. А наш Театр песни? Он славился на весь мир! И мы до сих пор слушаем сохранившиеся записи. Вот и надо создавать и поддерживать такие «фишки», которые бы объединяли коллектив, помогали бы институту развиваться, становились бы его «визитной карточкой».

— Наталия Владимировна, слышала, что кроме увлечённости наукой (докторскую диссертацию вы защитили в 35 лет!) ещё и музыку обожаете…

— Это правда, у нас творческая семья, все владеют нотной грамотой. Недавно дочь подсчитала — в домашней коллекции 14 музыкальных инструментов: древний варган, флейта, несколько «разнокалиберных» гитар, современная ударная установка, электронное и клавишное пианино и т.д. На этом не останавливаемся!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы