Реквизит. Заявление

Рубрику ведёт кандидат филологических наук Алевтина СПЕРАНСКАЯ

Слово реквизит обычно ассоциируется с театром и кино. Реквизит — это те вещи, которые окружают актёра во время действия на сценической площадке. Но у тех, кто работает с документами, несколько иные представления о реквизите. Для них реквизит — это обязательные данные в оформлении документа. К реквизиту относятся жанр документа, адресат (кому адресован документ) и адресант (кто пишет), дата, подпись и другие. Набор реквизитов документа для разных документов меняется. Знать все реквизиты для всех типов документов — профессиональный навык документоведа и иных специалистов, связанных с созданием и приёмом документов. Почему же мы заговорили об этом в рубрике, предназначенной для всех? Да потому, что есть жанры официально-делового общения, которые необходимо знать всякому грамотному человеку, например, заявление.

Этот документ хоть раз в своей жизни приходилось создавать каждому. Совсем недавно с ним имели дело те, кто обучается в вузе — в приёмной комиссии вы писали заявление о поступлении. Именно секретари приёмных комиссий и обратились ко мне с просьбой рассказать об этом жанре и о некоторых его особенностях оформления.

Дело в том, что два реквизита этого документа постоянно вызывают споры, и спорящие никак не сойдутся в едином мнении.

Первое спорное место — надо ли в реквизите «адресант» писать предлог «от». Или нет? Одни считают, что надо, и в таком случае начало заявления выглядит так (изображу условно в одну строку, хотя эта запись располагается на трёх строках): «Ректору Е.А. Ваганову от Иванова Алексея Алексеевича заявление». Другие придерживаются варианта без предлога: «Ректору Е.А. Ваганову Иванова Алексея Алексеевича заявление». Предлог отсутствует потому, что сочетание «заявление (чьё?) Иванова А.А.» вполне корректно для русского языка. Просто в формуляре документа слово «заявление» занимает конец фразы, так как называет жанр и пишется посередине строки.

Вторым камнем преткновения в заявлении является само слово, точнее, вопрос — как его писать: с прописной (большой) буквы или нет и ставить ли после него точку?

Казалось бы, это такие незначительные детали, но люди придают им огромное значение, отчего разгораются нешуточные споры. При этом спорящие не готовы принять противоположную точку зрения. Значит, их не интересует истина. А мы попробуем её найти, хотя она и не находится на поверхности, потому что в требованиях к оформлению документов (в ГОСТе) внимание уделено реквизитам (их 30!), а не тем проблемным моментам, о которых мы ведём речь.

А истина, как ей и положено, находится посередине. Дело в том, что традиция оформления заявления постепенно меняется. Я понимаю тех, кто настаивает на исключении из заявления предлога «от». Когда нас учили писать заявления, это было не принято, так же как и заглавная буква в названии жанра. А точка после слова «заявление» была обязательной — предложение должно заканчиваться точкой.

Но языковые нормы подвижны. Очень сложно представить ситуацию, чтобы какое-то языковое явление законсервировалось навсегда. Язык может и должен меняться. Только делает он это не хаотично, а следуя внутренним законам развития. Так, например, с точки зрения языка правильны и нормативны обе фразы: заявление чьё и заявление от кого. И с точкой в заявлении то же самое: точку в конце предложения нужно ставить, и в то же время точка в заголовке не ставится, а слово «заявление» всегда пишется отдельно на строке и является заголовочным словом. И с первой буквой в заявлении то же самое: это продолжение единого предложения, значит слово «заявление» пишется со строчной (маленькой) буквы, и в то же время слово является заголовком, значит допустимо писать с прописной (большой) .

Понимаю тех, кто сейчас скажет: значит, можно писать, как хочешь? Нет, не как хочешь, а как предписывает норма. И если эта норма на сегодняшний день не запрещает один из двух вариантов, то у пишущего есть выбор. Это как светофор. Есть нормы, как красный сигнал — отступать от них нельзя, нарушение такой нормы считается ошибкой и осуждается. А есть нормы, которые можно сравнить с жёлтым сигналом: когда две нормы, старая и новая, существуют одновременно. Это положение не совсем уютное: одни привыкли следовать предыдущему варианту, другие настроены уже на новый. Однако выход из такой ситуации не в осуждении друг друга, а в том, чтобы обратиться к нормативным документам, которые для всех пишущих составляют специалисты-филологи. Одним из таких нормирующих источников является портал gramota.ru, где вы найдёте ссылку «Письмовник: культура письменной речи», а в ней вкладку «Деловой стиль», которая содержит информацию «Как писать заявление». Это и примирит спорящих.

Направляйте ваши вопросы на alsperanskaya@yandex.ru

Похожие материалы