Андрей ЛУЧЕНКОВ: «Мы стартуем
не на пустом месте!»

В 2013 году при Сибирском федеральном университете должна открыться физико-математическая школа-интернат. Это требование времени, поскольку сегодня многие школы и вузы остро ощущают падение интереса к точным и естественным наукам. Основанием для такого утверждения служит статистика: в 2009 и 2010 годах всего 18% старшеклассников сдавали ЕГЭ по физике, а по информатике — менее 10%. Конкурс на эти специальности в вузе за последние годы составил около одного человека на место; как правило, школьники выбирают указанные направления по остаточному принципу.

Между тем, остро стоит задача подготовки качественных специалистов в области физики, математики и технических наук, поэтому необходимость поднятия престижа физико-математического образования очевидна.

— Подготовительная работа по созданию физико-математической школы (ФМШ) при СФУ уже началась, — говорит заместитель первого проректора СФУ по учебной работе Андрей Владимирович ЛУЧЕНКОВ. — На первом этапе мы проводим городской набор одарённых десятиклассников в две муниципальные общеобразовательные школы — это лицей № 7 и гимназия № 13. В каждой из них с первого сентября нынешнего года заработает специальный физико-математический класс, рассчитанный на 25 человек. На втором этапе университет выделит места в общежитии квартирного типа, специально оборудованном для проживания иногородних учащихся ФМШ. Параллельно будет идти строительство здания школы на территории кампуса СФУ, в непосредственной близости от главного корпуса. В 2013 году (третий этап) структурное подразделение университета школа-интернат на 150-200 человек должна быть сдана в эксплуатацию.

В целом система, о которой идёт речь, — результат партнёрства СФУ, региональной власти и муниципалитетов. Главная миссия заключается не только в отборе талантливых юных физиков и математиков, но и в последующем их сопровождении, а также в воспитании педагогических кадров.

— Андрей Владимирович, опыт физматшкол ведь не новый, они есть и при других университетах России…

— Да, при Московском, Санкт-Петербургском, Уральском и Новосибирском государственных университетах. Они носят статус специализированного учебно-научного центра. Некоторые одарённые дети из Красноярска сейчас обучаются в этих центрах заочно, но скоро им не нужно будет ездить за наукой в другие города.

— Как будет строиться обучение в физматклассах на первом этапе, т.е. уже начиная с 1 сентября 2011 года?

— Изначально мы понимали, что работа со школьниками — это не то же самое, что работа со студентами. Поэтому в физико-математических классах будут параллельно преподавать и школьные учителя, и учёные СФУ (кандидаты и доктора наук, профессора). При таком раскладе уровень знаний обязательно повысится. Уже расписана программа преподавания на весь год. К примеру, лекции школьникам будет читать известный в России профессор, доктор физико-математических наук Август Карлович ЦИХ.
Университет выделяет двум базовым школам по 500 тысяч рублей на приобретение лабораторного оборудования.

— Занятия в физико-математических классах рассчитаны на весь день. Не переутомятся ли ученики?

— Вторую половину дня они будут выполнять домашние задания в присутствии педагогов, заниматься спортом, физкультурой, различными видами искусства.

Важно и то, что при углублённом изучении профильных предметов неизменным останется обязательный учебный план для 10-11-х классов. Обучение одарённых детей не потребует родительской платы, более того, в перспективе, возможно, будут учреждены стипендиальные программы для лучших учеников ФМШ.

Директор гимназии № 13 Людмила Петровна ЮДИНА: «Наконец-то программа «Одарённые дети» заработает в полную силу! Начиная с седьмого класса в нашей школе уже лет 20 ведётся углублённое изучение физики и математики. Школа гордится призёрами олимпиад краевого и российского уровня. Думаю, совместная работа с преподавателями вуза повысит компетенцию школьного учителя, поможет профессиональному росту всего педагогического коллектива».

Директор лицея № 7 Ирина Дмитриевна ПЕРЕВАЛОВА: «Участвуя в национальном проекте «Образование», мы заработали 4 млн рублей и половину этой суммы потратили на приобретение оборудования для кабинета физики. СФУ предлагает нам свои, более современные, мощные лаборатории, более приближённые к производству, к научным разработкам. Имея возможность углублённого изучения физики и математики, да ещё при поддержке вузовских преподавателей, наши дети по определению смогут набрать больше баллов при сдаче ЕГЭ.

К встрече с ребятами в сентябре мы уже готовы: выделена просторная учебная аудитория с компьютерным наполнением, предусмотрена даже корпоративная комната, где ученики смогут позавтракать, выпить чаю до начала занятий».

15 июня школьники пишут контрольную работу, по итогам которой отборочная комиссия (состав утверждён ректором СФУ) будет производить зачисление в физматклассы. В комиссию входят преподаватели университета, представители муниципалитета, минобразования края, педагоги школ, депутаты горсовета. Согласно положению о приёме в ФМШ, победители краевых и всероссийских олимпиад зачисляются вне конкурса.

Соб. инф.

Похожие материалы