Так вот ты какой,
горный красавец Мунку-Сардык!

Восточный Cаян. Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? Кто-то равнодушно вспомнит изображения белых заснеженных вершин или непроходимой тайги из энциклопедий и учебников. Для кого-то это просто ничего не значащее название географического объекта. Но только не для побывавших там и увидевших своими глазами ту невероятную голубизну неба, опьяняющую свежесть чистейшего воздуха и необъятные просторы.

В начале мая в удивительном районе Восточного Саяна в Бурятии на границе России и Монголии секцией горного туризма нашего города (руководитель, кстати,- студент СФУ Сергей Павлюц) и секцией спортивного туризма СФУ были организованы учебно-тренировочные сборы для туристов Красноярска и Железногорска. Всего 68 человек, почти половина из них – студенты и преподаватели СФУ. В том же районе в рамках Чемпионата Сибирского федерального округа по спортивному туризму свой маршрут планировала пройти сборная команда университета.

Сбор на вокзале

Мероприятие, можно сказать, приобрело международный статус благодаря участию двух студентов из Чехии – Алеша Риемела, Павла Прхала и студентки из Германии Дуни Кремпин. Они приехали в Красноярск для обучения в нашем университете, но и не малую роль в таком решении сыграло знание о широчайших туристских возможностях нашего региона. А о секции ребята из Чехии узнали еще у себя на родине благодаря интернет- ресурсу, где возвратившиеся студенты по обмену должны размещать свои отчеты. К слову, это не первые иностранцы, занимающиеся в секции спортивного туризма СФУ.

Группы по 7-8 человек были организованы в зависимости от категории сложности и обеспечены всем необходимым для автономного существования и безопасного прохождения маршрутов.
И вот мы в походе…

Наш путь пролегал в каньоне по замерзшей реке Белый Иркут. Опираясь на альпенштоки и треккинговые палочки, мы шли то по бирюзовому льду с весенними проталинками, то по каменной осыпи, кое-где поросшей лишайником… Белоснежные горные вершины и далекие скалистые хребты манили нас своим величием и неприступностью. И мы, забывая обо всем и почти не замечая тяжести рюкзака за спиной, шли вперед, к своей цели, к своей победе.

Лагерь разбили в небольшом лиственничном перелеске у подножия вершины Обзорная.

Первая (для новичков) ночевка в палатке (правда с печкой) на снегу, первое дежурство у печки, первое знакомство природой Восточного Саяна, почти нетронутой человеком. А какое потрясающее ночное небо в горах! Усыпанное миллиардами сияющих звезд, словно россыпью драгоценных самоцветов, сплетающихся в созвездия и очаровывающих своей красотой…

Ранним утром второго дня похода было туманно и свежо. Приметы указывали на ясный солнечный день. По обыкновению не хотелось вылезать из уютного теплого спальника. Но переборов себя и одевшись, выходишь из палатки. Как прекрасно раннее утро в горах! Рассвет уже разбросал свои розовые ленты по небу, солнце нежно освещает заснеженные вершины. Птицы приветливо щебечут, мир вокруг пробуждается!

Ледяная бодрящая водица горного ручья, каша на завтрак, приготовленная на костре… И понимаешь как это здорово – оказаться далеко от суеты города здесь в горах, забыть обо всех проблемах обыденной жизни. Здесь буквально осязаешь гармонию с природой, гармонию с самим собой.

Во второй день по плану была тренировка на ледово-фирновом склоне.

Мы закрепляли способы движения, задержания, страховки, самостраховки, организацию пунктов страховки, групповых накопителей, перил на снежно-фирновом склоне, правила поведения группы в лавиноопасном районе, организацию и проведение поисково-спасательных работ и многое другое. И даже проходили психологическую подготовку поочередно закапывая друг друга под метровый и более слой снега, чтобы на себе прочувствовать ощущения человека попавшего в лавину.

В третий день поднялись на ближайшие перевалы и гору Обзорная. Там с ее вершины впервые воочию увидели Мунку-Сардык в его великолепном белоснежном одеянии и в окружении могучей свиты из гор и хребтов… Согласно Википедии: Мунку́ - от бурятского слова мүнхэ — вечно, вечный. Сардык (сарьдаг) - голец. Таким образом, название можно перевести как «вечный голец». Иногда буряты называют Мүнхэ Сагаан Һарьдаг — «вечнобелый голец», так как вершина его одета вечным льдом и снегом.
На четвертый день был переход до другого места стоянки, расположенного на границе леса у реки Мугувек. Собрав рюкзаки и водрузив их на плечи, мы двинулись по живописному каньону реки Мугувек вдоль отвесных скал и изумрудно-голубых ледопадов. Мы уже были в предвкушении восхождения на Мунку-Сардык запланированного на следующий день.

Обустроив костровище, установив палатки и поужинав на новом месте, заводим разговоры у огня.… Вечереет, и лагерь погружается в атмосферу уюта и душевного тепла. Костер, играя языками пламени, собирает возле себя друзей-туристов. Звучит гитара, поются бардовские стихи… Вот она – романтика туризма – в таких вечерах… Романтика вольных духом людей! Романтика свободы!

Пятый день нашего похода начался с прохладного, но ясного и безветренного утра. Светало, туман медленно спускал свои невесомые и мягкие покрывала с гор. В лагере вставали потихоньку дежурные, хлопоча на «кухне». По плану у нас сегодня восхождение на Мунку-Сардык!

Плотно позавтракав, мы собрали в скором темпе рюкзаки, взяв необходимое снаряжение (такое как кошки, ледоруб, каску, страховочную систему, карабины, усы самостраховки и прочее), перекусы и термоса. И в путь! К вершинам! К целям и победам!

Горы очаровывали своей фантастической красотой. Снег переливался алмазной пылью, радужно сияя на солнце.

Взбираясь все выше и выше, мы вышли к озеру Эхой. Окруженное отвесными заснеженными скалами, оно поражало великолепием и загадочностью. Отдохнув немного, мы двинулись дальше вверх.

Но погода в горах всем известна своим непостоянством. Стали надвигаться тучи, пошел снег, налетел ветер…

Мунку-Сардык очень своенравный красавец. Не каждого он подпускает к себе. Мысленно попросив у Мунку-Сардык разрешения взойти сегодня на его вершину и поблагодарив за то, что находимся в его краю, мы продолжили наш путь. А подъем с каждым шагом становился все круче и круче.

Иногда нам приветливо улыбалось солнце, затем его снова закрывали тучи и шел снег. Облака то игриво набегали, принося с собой порывы могучего ветра, то отступали, пропуская сквозь свои кружевные наряды яркие лучи.

Так постепенно шаг за шагом мы поднимались к своей цели. Практически под самой вершиной мы остановились, сделать перекус, надеть кошки и страховочные системы, набраться сил перед крайним рывком. И вот, собравшись духом с радостной мыслью, что до вершины осталось совсем немного, идем дальше. Вверх. Друг за другом, шаг в шаг. А вокруг все в «молоке» - снежной пурге с туманом и ветром.

До вершины оставалось метров 80. Начался подъем по перилам вверх по заснеженным камням. И казалось, мы шли к Солнцу, пробивающемуся сквозь пушистые облака.

И вот до вершины оставалось уже всего 5 метров. Повернув голову в сторону, бросаешь случайный взгляд с горы… И…, о Чудо! Произошло что-то невероятное… «Молоко», белоснежное и беспросветное, вдруг начало растворяться и исчезать, открывая потрясающий вид!
Великолепные остроконечные горы Монголии приветствовали нас!

Еще один лишь только шаг… И мы на вершине! Не может быть! Неужели это реальность?! Туман постепенно пропадал… Мунку-Сардык, ты прекрасен!

Бурю счастливых эмоций, которые испытываешь невозможно передать никакими словами. Это одновременно и чувство победы, и чувство бескрайней свободы, и умопомрачительный восторг… Это восхитительное и мощнейшее чувство. Незабываемое!
Потрясающее! Прекрасное! Воспетое сотнями поэтов! И все трудности и преграды на пути к вершине того стоят!

Мы были выше облаков! Внизу постепенно открывалось озеро Хубсу-Гул – безбрежное, раскинувшее узоры водной глади среди золотых бесконечных степей Монголии. Туман рассеивался и рассеивался, словно для нас! И это было так прекрасно!

Мы победили! И прежде всего самих себя. Свою лень, усталость, слабость… И теперь мы сильны! Мы свободны! Мы счастливы! Здесь и сейчас! На вершине Мунку-Сардык!

Как не хотелось уходить обратно. И невозможно было налюбоваться неописуемыми красотами монгольских просторов и российских бирюзово-сиреневых горных далей. Но спустя некоторое время нам все же нужно было начать путь назад. Мы стали спускаться со священной горы. И как только мы начали спуск, тучи вновь стали затягивать необъятные просторы. Мунку-Сардык сурово провожал нас! До свидания, красавец Мунку-Сардык!

Но вот тучи вновь растворились, и перед нами предстали в ослепительных лучах солнца красоты бесконечных сказочных далей. Как, оказывается, прекрасен это мир! Только взгляни! Только поверь!

Путь назад был легок и скор. Чувствовалась легкость на душе. Мы спускались ведя разговоры, размышляя о своем… И не заметили даже, как потихоньку дошли до нашего лагеря. Здесь нас встретили друзья, вернувшиеся раньше, угостившие нас вкусным ужином. Мы делились эмоциями, радостью, впечатлениями. Наступила ночь убаюкивая нас и клоня ко сну…

Это был потрясающий день! Так вот ты какой, Мунку-Сардык. Прекрасный! Свободолюбивый! Победоносный!

Следующий день был посвящен тренировке на ледопаде. Нас научили правильно закручивать ледобуры, передвигаться в «кошах» по льду, использовать другие ледовые инструменты еще много чему интересному.

После обеда пошел снег белыми хлопьями, преображая природу и даря какое-то праздничное настроение. Мы сидели у костра и слушали гитару, и пели, и это было словно в сказке… Сказочный день.

Но как быстро летит время! Особенно в походе, в компании друзей. Почему? Наверное, чтобы осталось больше ярких эмоций, осталось чувство ненасыщенности… Ведь тогда нас будет тянуть обратно с большей силой.

Наступил седьмой день похода. День перехода от нашего лагеря к другому… Возвращение к начальной точке нашего маршрута.

Солнце по-прежнему играло с нами своими золотыми лучиками, освещая макушки гор, их снежные убранства и каменные ожерелья. Позавтракав, мы скоро сложили вещи. Настала пора выдвигаться в путь. До свидания, горная сказка! До свидания, Мунку-Сардык!

Как не хотелось уходить из этих прекрасных мест. Как хотелось остаться тут еще хотя бы на денек…

Причудливые каменные скалы каньона реки подбадривали нас, а лилово-голубое небо в белых кучерявых облаках дарило радость. Очень быстро мы дошли до места заключительной стоянки. Практически отсюда начинался наш поход. Обустроив ночлег, установив палатки и пообедав, мы пошли на перевал Нуху, считающийся здесь священным местом.

Подъем был не сложным. По дороге нам встречались могучие высокие кедры, с завязанными на них яркими буддийскими ленточками и молитвенными полотнами. Еще последних пять шагов к перевальному седлу… И мы оказались на вершине Нуху. Невероятно красивые горы вдали открылись нашему взору, и, казалось, что они упираются в небо стремясь, как и все живое, к Солнцу.

Именно здесь – в горах ты осознаешь себя частью природы, и хочется остаться в этой гармонии, слушая тишину, музыку ветра и природы!

Впитывая в себя красоту и очарование пейзажей, мы стояли на перевале, мысленно прощались с горами и благодарили это фантастическое красивое, но в то же время такое реальный и такое родное мироздание.

Уже в лагере после ужина руководитель сборов Сергей Павлюц собрал всех на поляне. Сказав торжественную речь, он вручил каждому из нас диплом за участие в восхождении на вершину г. Мунку-Сардык (3491 м), посвященному 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Постепенно вечерело, костер горел все ярче и ярче. Попросив гитару у соседей, мы решили устроить «маленький концерт». Наши друзья из Чехии пели задорные чешские песни и мы подпевали им, там где получалось без знания чешского языка. Все наслаждались нашим прощальным вечером, прекрасным завершением замечательного похода.

Вот и наступило утро восьмого дня, принося с собой по обыкновению свежий и морозный воздух. Все вроде бы как обычно. Но вот только в этот день нам нужно уезжать. Немного грустно, но вместе с тем и радостно, от того, наверное, что мы все очень сдружились, и стали родными друг другу, что Горы нам открыли этот великолепный мир и мы испытали эти незабываемые эмоции, переживания, это восхищение и эту свободу!

…Автобусы ждали нас у моста – точки начала и завершения нашего маршрута. Оглядываясь назад, мы впитывали напоследок красоту природы, великолепие горных далей, высот, вершин, дурманящий аромат свободы. До свидания, Горы! Благодарим тебя, Мироздание!

А потом мы все сели по автобусам и… как поется в песни: «…Горное солнце, прощай! Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край!»