Телемысли

«ТЭФИ-Регион» 2010 (развлекательное телевещание) изначально был обречён на некую исключительность. Исключительность, к сожалению, переходящую в правило. Без Раисы Яковлевны Беспечной, генерального директора фонда «Академия российского телевидения», всероссийский телевизионный конкурс горчил... Организация, мастер-классы — всё было, как всегда, на высшем уровне. За что огромное спасибо всей команде фонда, которую сформировала Беспечная. Но этого мало. За столом, где в перерывах между мастер-классами сидели члены жюри конкурса, не хватало ещё одного голоса. Не хватало его и в лекционном зале. И на церемонии. Не хватает. И это «не хватает» перерастает в память. В том числе, и она, надеюсь, поможет конкурсу сохранится…

По сути, ничего феноменального или экстра-нового в этот раз на мастер-классах не озвучил никто. Никто не открыл Америки. Многие темы, например, про феномен гражданской журналистики в Интернете, уже звучали и ранее: как на самом «ТЭФИ-Регион», так и на лекциях в провинциальных и московских вузах, в блогах и просто в головах здраво мыслящих людей. Конечно, это понятно: участники и гости конкурса каждый год меняются, а за год не так уж кардинально меняется отечественная тележизнь. Но повторюсь, на этот раз, как ни странно, было гораздо важнее просто приехать на мероприятие, просто быть, чтобы показать некую целостность журналистского сообщества. При этом даже неважна твоя «профессиональная» национальность – кто ты: газетчик, телевизионщик, радийщик или блогер. Ведь совершенно очевидно, что этому сообществу приходится всё туже и туже затягивать пояса. И, к сожалению, утрата Раисы Яковлевны — не единственная тому причина.

Проблему присутствия авторов на «ТЭФИ-Регион» подняла ответственная за учебную программу Нина Зверева. Как, например, относится к питерским телепроизводителям, которые в этом году прислали на конкурс более 30 работ и ни одного представителя? Получается любопытная ситуация, когда Яна Чурикова, Ирада Зейналова, Марианна Максимовская и другие не менее занятые члены жюри находят время отсматривать работы, готовиться к разговору на мастер-классах. А говорить-то, в итоге, получается, что и не с кем.

История с Александром Акоповым — яркое подтверждения тому, что девиз этого «ТЭФИ-Регион»: «Журналисты всех мастей — объединяйтесь». Перед своим мастер-классом он заметно волновался. А в начале беседы с региональными коллегами даже закурил. Заявленная тема «Особенности телевизионного продюсирования» осталась почти нетронутой. Вместо этого Александр настойчиво говорил о «новой реальности» — Интернете. Генеральный директор компании «Амедиа Продакшн» известен своими громкими заявлениями на счёт пользователей социальной сети «Вконтакте», а также своими публичными извинениями после этих заявлений. Поэтому нетрудно догадаться, о чём у одного из самых успешных ТВ-продюсеров сегодня болит голова. Интернет-океан размывает границы авторского права – всё можно увидеть везде и, причём, не всегда в лучшем качестве, зато почти всегда бесплатно. Эта ситуация пока ещё никак не регулируется. Но чтобы она изменилась, в обсуждении этой проблемы должны принимать участие, в том числе, и такие неоднозначные персоны как Александр Акопов. Потому что ему не всё равно. Ровно как не всё равно и Нине Зверевой, директору российского учебного центра «Практика» и Елене Афанасьевой, директору дирекции креативного планирования Первого канала, которые своим присутствием на мастер-классе Александра Акопова поддерживали оратора.

Стоит отметить, что уровень исполнения присланных работ в категорию развлекательного телевещания «ТЭФИ-Регион» 2010 оказался очень высок. Чего стоит только пластилиновый мультик из программы «Телевизор» (посёлок Уралец) - без пафоса, искренне, весело, а главное, трудоёмко. Как трудоёмко вообще вылепить из сора оригинальную идею. По этой тривиальной причине программ-клонов на региональных каналах немало: это и бесконечные «Прожекторы…», и долгоиграющие «Спакуши», и проекты а-ля “Парфёнов-style”. С одной стороны, всем понятно, что второго Вани Урганта быть не может, с другой – всё же манят телевизионщиков и не дают им покоя высокие рейтинги центральных каналов. А если учесть, что многие передачи федералов, в свою очередь, являются адаптированными вариантами западных образцов, то ситуация заимствования может стать совсем комичной. И объяснение «я не украл идею — я тренд заметил!», когда речь идёт о заимствовании заимствования, уже не пройдёт. Правда, существует и обратный процесс. Нередко федералы берут под карандаш идеи, подсмотренные в конкурсных работах. И тут уже начинает работать останкинская «машина», со всеми её павильонами, бюджетами и масштабами. И вот куцая идея в серых декорациях превращается в программу из прайм-тайма, прямо как Золушка в принцессу. В этих конкурентных условиях местные каналы могут выигрывать у титанов эфира только за счёт своей самобытности и чёткого попадания в аудиторию именно своего региона.

Говоря о теледизайне, даже не как о номинации конкурса «ТЭФИ-Регион» 2010, а как о явлении, в принципе, более всего хочется промолчать. Если вы всё ещё ждёте нашествия инопланетян на Землю — расслабьтесь. Они давно уже все работают в сфере дизайна. Надо же им как-то выживать? Понять их, законы, которым они следуют, почти невозможно. Причём, не только зрителю обыкновенному, но и зрителю профессиональному, тому, который знает, как устроен «ящик» изнутри. Так, например, оформление студий, заставки или промокампании программ, которые нравились Антону Верницкому, корреспонденту новостей Первого канала, просто каменный век, по мнению Ольги Захаровой, директора компании «Видеодизайн 1 + 1». Если верить ей, а Ольга была в этот раз единственным (и потому главным) дизайн-экспертом на «ТЭФИ-Регион» в Воронеже, то существуют два критерия оценки дизайнерской телемысли: яркая идея и техническое воплощение. Отсюда одна проблема — отсутствие гармонии между двумя этими элементами. Либо не хватает высокого качества исполнения при оригинальной идее, либо нет глубокой мысли при талантливом исполнении. Поэтому не стоит сомневаться, что финалисты в этой номинации из Сургута, Самары и Екатеринбурга точно знают: развлекает не форма, а содержание, правильно в эту форму упакованное. Вообще понятие «развлечение» обычно связывают с «весельем». Россия, в принципе, не очень-то веселящаяся страна. Особенно остро ощущаешь это утром по дороге на работу. Но если судить по телепрограмме, наша страна — просто обхохочешься.

Российское телевидение, в особенности федеральные каналы достигли искусного технологического совершенства в развлечении на любой вкус: умный или незамысловатый. И это одно телевидение. Но ведь есть и сильные, эмоциональные, завораживающие истории, которые язык не повернётся назвать развлекательными. Такие, как, например, 15-минутный документальный фильм-исповедь «Виктория» о любви к жизни женщины, которая убила своего мужа за побои. И это тоже телевидение, пусть и отличное от привычного центрального. Интересно, что на густо развлекательном фоне федеральных каналов программы региональных телекомпаний, судя по тем, которые прислали на конкурс, не очень-то развлекательные, даже если и называются таковыми. И то, что сегодня у избалованного разными шоу зрителя появляется выбор между «развлечься» и «подумать», пожалуй, главная свежая телетенденция, над которой стоит задуматься.

Анна СИНЬКОВА

Похожие материалы