Команда, умеющая творить чудеса

В 2010 году есть много юбилейных дат. Одна из них – с оранжевым, цвета баскетбольного мяча оттенком. В апреле исполнится 30 лет с момента рождения мужской сборной университета по баскетболу. «Трущобы» первенства города, выход на уровень лидеров и победа в финале Студенческой лиги России – таков спортивный путь команды университета.

Плюс – опыт, минус – капитан

14 апреля 1980 года ещё необстрелянная, полгода назад собранная университетская сборная по баскетболу стояла, обдуваемая всеми ветрами, где-то в районе нынешнего торгового центра «Взлётка-Плаза». Рядом гудел лайнер Ту-154, а впереди была дорога в Ташкент – команда вылетела на свой первый в жизни крупный турнир.

Это была Неделя дружбы университетов, которая проводилась в столице Узбекистана в связи с 60-летием Ташкентского университета. Те, кому посчастливилось участвовать в этих соревнованиях, до сих пор вспоминают: «Это была сказка!». Идеально сложилось всё – погода, много хороших команд, прекрасные условия размещения…

И только перед дебютантами турнира – сборной КГУ, ведомой молодым тренером Николаем Анциперовым – чуть было не померкло солнце. Дело в том, что в первый же день команда попросту… не явилась на игру.

– Представляете, я «опоздал» команду на первый матч! – вспоминает Анциперов. – Уму непостижимо. Обычно хозяева играют последними, я не заметил, что команду Ташкента поставили в расписание рано утром. Упустил этот момент. Привожу ребят к 11.10. А судьи мячик уже подбросили, засчитали победу Новосибирскому университету (команде, за которую ещё год назад я выступал, учась в НЭТИ!) – оказывается, игра должна была начаться в 10. Я был на грани отчаяния. Но отношение к нам было очень благожелательное, разрешили вечером переиграть. Матч мы проиграли, но игра вышла интересной. Мы ведь к тому времени успели лишь выиграть первенство своего города по второй группе. В Ташкенте же заняли тринадцатое, что ли, место… Из четырнадцати. Ну, и тогда же мы «потеряли» своего капитана Виктора Прусса. Он родом из Железногорска, а там познакомился с девушкой, позже женился и уехал. Очень романтичная история была.

Итак, Ташкент, середина апреля – вот время и место рождения баскетбольной команды университета, уверен Анциперов. «Пусть была она не очень мастеровитая, но это дух на всю мою жизнь! Мои самые лучшие на сегодня друзья – игроки той команды: выпускники юрфака Михаил Паленга, Андрей Мамаев, Иван Лысиков, Андрей Суденко, физик Геннадий Литвинович, математик Стас Вичулюс».

Мы – университет девяностых!

А на следующий год наши баскетболисты, что называется, «выпрыгнули из трусов». Универсиада-1981 проходила в Красноярске. Из 16 команд КГУ уступил только безоговорочным лидерам – Ташкенту и Алма-Ате и сенсационно занял третье место!

– Мы произвели фурор. Играли на вдохновении, я поймал кураж как игрок (был играющим тренером), ребята поймали. Кстати, на этой Универсиаде «потерялся» и я сам – познакомился со своей будущей женой. Она занималась художественной гимнастикой и выступала за сборную Казахстана. Полтора года ездил за ней по соревнованиям, сделал ей предложение. Так что красноярская Универсиада для меня – во всех смыслах судьбоносная.

Причина такого быстрого качественного скачка крылась в том, что к уже прибавившим за полтора года игрового опыта Геннадию Мациборуку, Андрею Мамаеву, Игорю ПодберЁзкину очень удачно подошли выпускники ДЮСШ 1963 года рождения, воспитанники заслуженного тренера России Василия Репиты: Александр Суховеев и Владимир Тришенков, который в течение семи лет был капитаном университетской команды. Их товарищ Сергей Иванов (сейчас заслуженный мастер спорта) играл за «Политех», был в то время сильнейшим «центром» в России, в 90-х дважды признавался лучшим игроком России.

– В общем, подобрались хорошие игроки. А какая у нас тогда была пресса! Так приятно было читать об этих играх в «Красноярском рабочем»! Та Универсиада прибавила много сил и уверенности. Как-то на мой день рождения игроки даже стишок такой сочинили:
О, зонный прессинг – это да!
И верили в него всегда
Анциперов и Репита.

Звучит очень современно – я и сейчас продолжаю так играть, меняя разные виды прессинга!

Чуть позже в команду пришёл очень одарённый Игорь Буханов. Иван Вдовин, Ян Кусиньш… Это был состав, с которым КГУ пять лет в кровь бился с «Политехом» с Ивановым во главе. Да что пять лет, все 80-е годы прошли под знаком соперничества с Политехническим. Это были две самые сильные в крае студенческие команды. Но у Анциперова наметилось и другое увлечение.

– В 1982 году мне захотелось работать с детьми. Я работал в спортшколе, а комсомол безвозмездно предоставил зал в Студенческом городке, там, где теперь Центр МЧС. Я возил ребятишек на летние сборы со студенческой командой. Тогдашний ректор КГУ Вениамин Соколов это поддерживал.

Ну, а потом эти мальчишки 1970-го года рождения выросли и поступили в КГУ.

Кстати, десять из них поступали на экономический факультет и все недобрали баллов. Секретарь приёмной комиссии Александр Гаврилин набрался дерзости и на зачислении говорит: «У нас целая баскетбольная команда при университете росла – и вот, не прошли!». На что Соколов ответил: «Я хочу, чтобы все знали: у нас к Анциперову в университет – без конкурса». Я очень благодарен Гаврилину, что он поднял этот вопрос, а слова Соколова мне светили много лет. Я понял, что выбрал правильный путь.
Это команда «Мы – университет 90-х», которую я сам себе вырастил, громила всех и вся пять лет подряд. Центровые были классные – Дима Масалов, Игорь Бедаков, Саша Зобков. Была шикарная линия нападения – Александр Сонько, Геннадий Петухов, Алексей Евдокимов. Защитники – Роман Буханов, Дмитрий Волков. В 1993 году мы заняли второе место в Студенческой лиге России.

Кубка нет… Возьмёшь деньгами?

А в 1994 году именно эта команда и достигла вершины студенческого пьедестала – в Калуге студенты КГУ, финансово поддерживаемые компанией «Золотая долина», выиграли финал Студенческой лиги России!

– Это была фантастическая игра. Чудо, на котором я сам реально присутствовал. Представьте – в первом тайме мы проигрывали 24 очка. Но у нас была команда с характером и имела свой ритм, и я почувствовал, что она «подхватилась»: мы начали прессинговать и потихоньку отыгрывать. За две минуты до конца проигрывали 10 очков. Десять секунд до конца – «минус четыре». Сумасшествие. У них (а играли мы со сборной Мособласти) игрок вбрасывает мяч, а другой отскакивает и толкает моего капитана Дмитрия Гулько. Фол. Дима точен. Соперник вбрасывает – длинная передача через всю площадку! Борьба за мяч, серия отскоков. Заступает. У них паника! Остаются секунды, вбрасываем уже мы. И Виталий Михайлович Нечепуренко (тогда ещё преподавателям можно было играть, сейчас он – тренер СФУ команды «Политехник»), человек, который мяч ведёт хорошо, но бросает с дальней дистанции неважно, переводит мяч в центр и… бросает с 10 метров.

В зале – гробовая тишина. Он попал. Время кончилось. Мы выиграли одно очко. Я в своей жизни, наверное, больше никогда столько рук подряд не пожимал. Абсолютно все спускались, шли через нашу скамейку и со словами: «Красноярск!.. Мужики! Такого шоу мы ещё не видели», – жали руку. Знаете, как говорят – Господь Бог улыбнулся. Вот какие были моменты.

А потом подходит ко мне главный судья Попов (что им было за то, что выиграли «не те», я очень хорошо представляю) и говорит: «А кубки-то уже выгравированы. Под Мособласть. Что делать будем?». И после некоторой паузы: «Деньгами возьмёшь?». А мне как раз на один билет домой улететь не хватало. Я – возьму! Подумал – кубок я себе сам куплю! Так и не купил.

После этой игры я стал другим: менее прагматичным. И верю в чудеса.

Затем настали другие времена. Спонсоры ушли, зарплата была небольшая… Анциперов написал заявление об уходе. Около пяти лет он занимался частным предпринимательством. С командой в эти годы работал Андрей Иванович Кудрявцев. В начале двухтысячных Анциперов вернулся. Сейчас команда третий год выступает в Ассоциации студенческого баскетбола (АСБ), трижды доходила до финала. В этом сезоне сборная снова вышла в плей-офф.

Но 30-летняя история университетского баскетбола – это не только «очки, голы, секунды». Это люди и события, о которых Николаю Олеговичу в юбилейный год очень хочется вспомнить.

– Во-первых, это, конечно, Соколов – это масштаб, грандиозная личность. Эти корпуса – просто памятник ему. Как хорошо дышится в этих корпусах! Я всегда с гордостью показываю гостям наш университет. Далее – Александр Дмитриевич Какухин. Он невероятно государственный и очень мужественный человек. У нас с ним были конфликты, но чем больше я с ним работал, узнавал, как работают другие заведующие кафедрами, тем больше гордился, что с ним работаю. Он всегда очень мощно отстаивал своих сотрудников. Создал факультет практически на ровном месте. Борис Кириллович Ржепко. Был деканом юрфака, первым проректором. Душой болел за университет, абсолютный бессребреник, имевший кучу учеников. Виктор Болотов, тогда – декан ППФ. Тут была история с зачислением баскетболиста Дмитрия МасаловА. Он хотел на ППФ, но поступил на физфак. За год зарекомендовал себя как идеальный студент и его оставили на ППФе. На следующий год он уже был член учёного совета университета (туда входили лучшие студенты факультетов), блестяще закончил вуз и на протяжении пяти лет был одним из лучших центровых. Его звали в Москву, в ЦСКА – не поехал. Год назад встретились в Москве – всё-таки туда в итоге перебрался. Пригласил всю нашу команду в ресторан, сам пришёл, посмотрел, порадовался за парней… Валерий Зубов играл неплохо в баскетбол и, когда был деканом экономического факультета, поддержал команду.

Сначала надо накормить

Конечно, есть в студенческом баскетболе проблемы – куда без них?

– Все лучшие игроки идут в команды «Енисея»: в ДЮБЛ, в фарм-клуб. Условия у них лучше – кормят, возят, деньги платят. А мы работаем с «оставшимися». В этом году мы обе эти команды, кстати, обыграли.

У нас человек пластается за идею. Вот, например, Алексей Коляшин тренируется и учится сразу на двух факультетах. Есть Никита Иванов – очень перспективный, рост за два метра. Мы с выезда возвращаемся и кто куда, а он на учёбу. Привезли потенциально сильного игрока – а поселить его не можем!

Второе. Людей, которые тренируются восемь раз в неделю, кормить надо! Не деньгами – просто кормите! Нет у нас такой системы. Если бы меня спросили: «Стипендия или накормить?» – я бы выбрал второе. Далее: четыре игрока сборной – «платники». А эти люди защищают фирменные цвета вуза.

Поэтому я бы не подписался под тем, что в университете созданы все условия для спортсменов. Это можно сравнить с поднятием гири. Кто-то поднимает её, 16-килограммовую, много раз. А мы подняли килограмм и уже кричим: «Вот смотрите, мы сильные!». А дальше? Сейчас почти все игроки – студенты Института экономики, управления и природопользования. Да если бы ещё хоть один институт сделал столько же, сколько этот! Должна быть комплексная программа развития под патронажем ректората. Говорят, баскетбол – приоритетный вид спорта. Так пусть у институтов будут команды, и пусть они рубятся между собой! Кстати, наша программа развития студенческого баскетбола принята на краевом уровне. То есть всё, что мы делаем – мы делаем открыто. Так давайте общее дело развивать, поплывём вместе!

Галина ШИПОВАЛОВА

Похожие материалы