А идею лучше запатентовать

Компания «Хенкель» в третий раз проводит международный конкурс инноваций Henkel Innovation Challenge. В этом году студенческая молодёжь России также получила право на участие в данном конкурсе — бизнес-игре. Среди более 60 команд из полусотни российских вузов в конкурсе приняла участие команда экономического факультета ИЭУиП СФУ. Жюри, состоящее из руководителей компании «Хенкель», отобрало из множества работ семь наилучших, в их число попала и разработка наших студентов. Они были приглашены в Москву на национальный финал, который состоялся 1 марта.

На страницах нашей газеты слово «инновация», наверное, входит в десятку самых распространённых, так что уже нет смысла объяснять читателям, что это такое. Скажу лишь только, что без инноваций мы бы так и бегали с дубинами в звериных шкурах и грелись у случайно зажжённого молнией костерка. Вся наша цивилизация — от компьютеров до атомного оружия, нанотехнологий и сверхсложного орбитального телескопа «Хаббл» — продукт инноваций.

Но инновации сами по себе не появляются. Как говорил знаменитый изобретатель, учёный и мистик Роберто ди Бартини (кстати, один из ведущих советских изобретателей) — «Ищите людей». Именно Бартини предлагал не просто ждать появления таких талантов, как Да Винчи или Тесла, а сознательно отсеивать людей, способных изобретать. Благодаря такому подходу в своё время и был подготовлен рывок Советского Союза: вначале — в индустриализацию, а позднее — в космос.

Конкурс, который проводится компанией «Хенкель», словно создан по лекалам идей Бартини: широкая сеть, накрывающая 12 стран, сложное и творческое задание (о котором — чуть ниже), целенаправленный и жёсткий отсев людей, которые не просто способны что–то придумать, а также нести ответственность за свои идеи. Фактически — огромный социальный лифт, уносящий наиболее успешных на вершины творческого и карьерного успеха.

На национальный финал кроме нашей команды попали три команды из Москвы, две из Санкт-Петербурга и одна — из Перми. Таким образом, наши представляли не только университет, но и всю территорию России за Уралом. Ставки были высоки, ведь жюри — топ–менеджеры компании «Хенкель» — должны были выбрать лишь одну команду, которая будет представлять Россию за рубежом и бороться в финале с одиннадцатью другими победителями национальных финалов в апреле 2010 в Амстердаме.

Требования к командам звучали обескураживающе «просто» — владеть английским языком и представить креативную идею того, как продукт под одним из брендов «Хенкель» будет удовлетворять потребности покупателей в 2050 г. Для проекта участники могли выбирать бренды подразделений «Косметика и средства личной гигиены», «Чистящие и моющие средства» или придумать свой бренд.
На самом деле задание в высшей степени непростое. Во-первых, необходимо это будущее представлять. И не просто как писатель-фантаст, а сочетая творческое воображение с аналитическим мышлением, т.е. «выводя» это самое будущее из нашего настоящего. Какие социальные и экономические процессы окажут наибольшее влияние на образ мышления людей? Какой именно бренд будет востребован через 40 лет? Если уж сравнивать с писателями, то «заглянуть» в будущее пока удалось только одному из них — Жюлю Верну. Он предсказал подводные лодки, телефон, телевизор, электричество как раз примерно за полвека до их распространения.

Евгения Блянкинштейн, Евгений Силонов, Наталья Борисова — вот имена участников команды «Siberian breakthrough», представлявшей наш университет. Ребята успешно учатся на 4 курсе экономического факультета.

Наталья Борисова, которая является также бессменной ведущей и одним из организаторов English-speaking Club, поделилась своими впечатлениями: «Если честно, то наша команда очень переживала. Нужно было учесть всё — производство, рекламу, маркетинг, продвижение и сопровождение товара… Предсказать продажи товара, который ещё не существует в обществе, которого тоже пока не существует. В нашем проекте «Gliss Kur Massage. Soulful touch» мы занимались разработкой шампуня с принципиально новой функцией — массажа головы. Наночастицы создают абсолютно безвредную пену, которая не вредит окружающей среде (таким образом мы учли требования экологической безопасности). Три месяца составляли проект — сначала нужно было пройти отбор на заочных этапах — и лишь потом полетели в Москву. К сожалению, победить нам не удалось, но и с пустыми руками мы не остались. У каждого из нас теперь есть дипломы участника национального финала HIC (что весьма почётно) и бесценный опыт соревнований столь высокого уровня».

Конкурс, как лакмусовая бумажка, показал — да, люди у нас есть. Хотелось бы пожелать ребятам, чтобы они не оставили свою инновационную деятельность и далёкий 2050 год встретили в креслах президентов собственных корпораций.

Александр ЛЕШОК

Похожие материалы