В столицу Татарстана за научным общением и не только NEW

съездил аспирант СФУ (и корреспондент газеты в одном лице)

«Как во городе было во Казани, грозный царь пировал да веселился» – эти строки из оперы Мусоргского играли в моей утомлённой летней жарой голове, пока экспресс Иркутск-Москва, мерно стуча колёсами, пересчитывал километры. Пир, кстати, действительно был. Но обо всём по порядку.

Ни один мало-мальски успешный учёный не может прожить без регулярного и плодотворного общения со своими коллегами, об этом мне говорили на лекциях по философии науки и это же неоднократно декларировал наш ректор, стремясь включить наш университет в мировое научное сообщество. Участие в международной конференции по химической термодинамике – лучший способ зарекомендовать полученные результаты для диссертации и завязать те самые международные связи – решили мы с научным руководителем (проф. Н.Н. Головнёв, один из лучших специалистов в России по химии растворов). И вот я - в поезде, еду в Казань.

Небольшая справка: RCCT (Russian Conference of Chemical Thermodynamics) проводится уже более 30 лет, каждые два года. За это время конференция успела побывать и всесоюзной и международной, являясь одним из наиболее значимых и масштабных событий в российской науке. В этом году она проходила с 28 июня по 3 июля в Казани, которая, между прочим, дала стране много учёных с мировым именем: Лобачевского, Бутлерова, Котельникова, отца и сына Арбузовых и многих других. Кстати, исторический центр города (за исключением вездесущего Карла Маркса и нескольких татарских деятелей) – сплошь и рядом химический. Улица Зинина, Бутлерова, Арбузова – не символично ли?

Казань, как и всё связанное с Востоком – дело тонкое. Постороннему, побывавшему тут пару часов, он не откроет и сотой доли своего очарования. «Город как город… Большой, старинный, что ещё добавить?» – спросит такой невнимательный путешественник. Однако если набраться терпения, то в тысяче мелочей и нюансов Казань раскроет себя сама, словно таинственный восточный цветок. В ароматах восточной кухни, в спокойном одухотворении церквей и мечетей, в спокойном течении Волги, в красоте казанских девушек и в прохладной зелени парков и скверов, в которой утопает весь город.

Я долго думал, с чем сравнить Казань в этой статье, чтобы в максимально краткой и доступной форме донести до читателя мои впечатления. Тысячелетняя история выковала особый, красивый и гордый своим городом и культурой тип человека. Внешне похожие на южноевропейцев, казанцы весьма космополитичны и легко идут на контакт. Удивительно, но их космополитизм без проблем уживается с их же национальными обычаями и традициями. Больше всего это напоминает… франкоканадский Монреаль (сходство с культурой Канады усиливает двуязычие республики Татарстан), с Монреалем город роднит и какое-то запредельное количество исторических зданий и памятников на квадратный километр, тщательно сохраняемых и реставрируемых. Апогеем всей этой красоты является белокаменный казанский Кремль, гордо возвышающийся над историческим центром города. А рядом – белоснежное же здание Академии наук Татарстана (на фото внизу), где происходило торжественное открытие конференции…

Надо сказать, конференция вызвала в городе большой ажиотаж. Приветственное слово участникам конференции, например, говорил Р.Н. Минниханов, премьер-министр Татарстана. Он выразил огромную благодарность учёным за то, что республика встретила кризис ворохом инноваций в промышленности, и пожелал участникам максимально плодотворной работы. Затем микрофон взяли представители науки и промышленности и также пожелали всем успехов и удачи. И… началось.

Конференцию открыли доклады, посвящённые фундаментальным проблемам химической термодинамики, более половины из них делали иностранные учёные из Америки, Европы, Японии и Китая (на фото внизу). Рабочими языками конференции были английский и русский (впрочем, ваш покорный слуга общался со всеми на английском… потом на банкете я случайно услышал: «Он любую конференцию в международную превратит»). Докладов было столько, что жюри вынуждено было работать чуть ли не по секундомеру – ведь были ещё и стендовые сессии, и круглые столы, да и город посмотреть всем хотелось успеть.

Очень много докладов было посвящено нановеществам и нанотехнологиям – в науке тоже есть свои «модные» тренды. Много работ было представлено по термогравиметрии, причём представители фирмы «Netsch» (её приборы стоят и в Центре коллективного пользования СФУ) провели свой конкурс, и 5 лучших работ получили по 12000 рублей. Многие доклады вызвали настолько бурный интерес, что обсуждение после окончания работы секции часто переносилось уже в гостиничные номера. Не обошлось, конечно, и без споров, но мы же помним выражение «В споре рождается истина»… Тем более, что некогда спорными являлись работы Коперника, Галилея, Лобачевского и Полинга. Гораздо важнее другое – именно здесь я ощутил прикосновение к передовому краю науки, узнал из первых уст то, что станет общепринятой истиной лишь через несколько десятков лет…

Помимо науки, нашлось время и для общения и экскурсий. Как я уже говорил, Казань – очень красивый город. Экскурсия только по историческому центру (на автобусах) заняла около полутора часов, а ведь мы успели сходить и на отдельные экскурсии в Кремль и в Раифский мужской монастырь, что расположен в часе езды от города. Посетили мечеть Кол Шериф и православный Благовещенский собор, что стоят бок о бок в Казанском Кремле. То, что не успел показать экскурсовод – изучили самостоятельно, намотав пару десятков миль пешком по тихим зелёным улочкам. Попутно за эти дни я успел перепробовать в кафешках все блюда восточной кухни – шурпу (суп с бараниной), казан-кебаб (мясо с картошкой), люля-кебаб, шаверму, шашлык и, конечно, настоящий восточный плов с бараниной, приготовленный в казане по классическому рецепту. В кафе, кстати, то и дело можно было встретить коллег, также решивших попробовать Восток на вкус.

А под конец был банкет – в лучшем ресторане города, «Парусе», напротив Кремля. К этому моменту все перезнакомились, все дружно провозглашали тосты за научные успехи, все дружно ели, пили и танцевали. Мне посчастливилось встретить коллегу моей канадской подруги из университета МакГилл в Монреале. «Передай привет Селин Дэвидсон» - бросил я ему первым же делом. «Ты откуда её знаешь?» - удивлённо спросил тот (наверное, недооценил международную мобильность молодёжи). Познакомился я и с украинской делегацией из Харькова – смешливая аспирантка Вера и её не менее смешливый научный руководитель, которые, как и я принципиально на английском, не менее принципиально общались на украинской мове. Разъехались по гостиницам уже ночью, а на следующий день меня уже ждал поезд…

Оглядываясь назад, на прошедшие дни и на свои прошлые конференции, я считаю, что удачно выступил на конференции. Нашими работами заинтересовались несколько крупных учёных, работающих в области систематизации термодинамических данных, но самое главное было в другом. Если летом 2007 года на международной конференции по химической технологии в Москве меня спрашивали: «Ты из СФУ? Придумали тоже…», то теперь, спустя два года, люди лишь уважительно кивали: «Жалко, что больше никого оттуда не приехало. Ведь там у вас сейчас средоточие инноваций…». Надеюсь, что я не ошибся, и что мне действительно удалось достойно представить свой университет.

Александр ЛЕШОК, аспирант СФУ


На фото: автор с профессором из Махачкалы (участником еще первой конференции RCCT)