Уроки гениальности NEW

Обыватели привыкли видеть науку регламентированной, зажатой в рамки формул и точных вычислений. Однако история показывает, что источником научного прогресса является творчество, прорыв воображения, когда самые немыслимые идеи становятся практически осуществимыми. При этом не следует понимать творчество как неконтролируемый полёт фантазии. Сотрудники Молодёжного инновационно-образовательного центра СФУ уверены, что научное и изобретательское творчество можно и нужно направлять, добиваясь при этом весьма внушительных результатов. Подтверждением этому стала апробация их образовательного курса «Методология инновационного проектирования».

МИОЦ СФУ ведет постоянную работу по трём ключевым направлениям. Во-первых, разрабатываются инновационные изобретательские проекты. На сегодняшний день концептуально проработаны 13 идей. Среди них, например: бескартриджный, безреагентный бытовой очиститель; устройство для бестраншейной санации железобетонных труб канализационных коллекторов без их остановки; система дистанционного автоматического мониторинга состояния коммунальных сетей; лёгкий, недорогой, высокоэффективный электростатический пылесос; автомойка с автономной системой очистки моющей жидкости и многие другие. Есть и проекты менее глобальные, например, способ и устройство для автоматического предотвращения оседания пыли на экран монитора (в том числе ноутбуков) или гаджет для влюбленных, позволяющий паре при помощи мобильных телефонов определить, насколько они подходят друг другу.

Для практического воплощения этих идей МИОЦ СФУ ведёт серьёзную работу по созданию бизнес-инкубатора при университете. Опыт соседних регионов показывает, что это эффективный способ привлечения средств и развития научного и кадрового потенциала в нашем крае. Эту цель также преследует третье направление работы центра – образовательная деятельность. МИОЦ СФУ проводит очно-заочные курсы для студентов и преподавателей, где последние получают диплом государственного образца о повышении квалификации. Впервые такие курсы в нашем университете прошли с апреля по июнь нынешнего года. Участниками стали 11 преподавателей СФУ, большинство из которых – молодые специалисты: они развивали творческое мышление и осваивали методологию инновационного проектирования.

В течение 72 часов сотрудники МИОЦ знакомили участников курса с основными понятиями и приёмами ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, разработанной в 40-х годах советским учёным Г.С. Альтшуллером. Проводником этой теории стал Юрий Петрович Саламатов, директор Института инновационного проектирования, автор мирового бестселлера по ТРИЗ «Как стать изобретателем». Сегодня Ю.П. Саламатов через глобальную сеть знакомит с приёмами ТРИЗ зарубежных инженеров из США (сотрудники Intel), Индии, Бельгии, Таиланда, Тайваня, Саудовской Аравии. Известно, что сегодня руководство компании Intel настоятельно рекомендовало обучить навыкам ТРИЗ весь технический персонал.

Обучение проходило действительно на очень высоком уровне. Достаточно услышать отзывы участников – кандидатов и докторов технических наук. Т.А. Боякова, к.т.н., доцент кафедры электротехнологий и электротехники: «Этот курс – настоящая интеллектуальная встряска. Он заставляет менять мышление с привычного на инновационное». А.В. Прошкин, д-р.т.н., профессор кафедры теплофизики и техносферной безопасности металлургического и горного производства: «Гении – «друзья парадоксов» – исключительное явление. Но случай – Бог-изобретатель – достаточно часто появляется в процессе научно-исследовательской работы. По крайней мере, у меня их было достаточно (в итоге более 30 изобретений и патентов). Однако сейчас, когда я прошёл курс ФПК «Методология инновационного проектирования», пришло понимание, что наряду со случаем существует закономерная система генерации сильных идей. Повышающих уровень и глубину изобретательской деятельности. Я имел некоторое представление о методике изобретательского творчества, разработанной Г.С. Альтшуллером, но только сейчас смог узнать о тех возможностях, которые она таит. Это произошло в значительной степени благодаря блестящим лекциям Ю.П. Саламатова, которые позволили систематизировать методические приёмы и ознакомиться с оригинальными примерами решения непростых изобретательских задач».


Критерием эффективности любого обучения служат достижения учеников. В этом смысле курс «Методология инновационного проектирования» доказал свою состоятельность. 25 июня одиннадцать преподавателей СФУ представили на защиту выпускные работы по решению тех научных проблем, над которыми они бились в своей исследовательской практике. Большинство научных решений теперь патентуются и составляют ноу-хау. Среди особенно прорывных работ можно отметить уже упомянутых Т.А. Боякову и А.В. Прошкина.

Татьяна Алексеевна Боякова разработала принципиально новую технологию перемешивания металла в миксерах. За рубежом это делается при помощи электромагнитов с большими затратами электроэнергии. Обычные магниты в перемешивании не использовались, потому что при такой технологии в миксерах оставались застойные места, куда магнитная сила не доставала. Т.А. Боякова нашла уникальный способ перемешивания с использованием обычных магнитов и ликвидацией застойных зон.

Александр Владимирович Прошкин решал проблему выброса вредных веществ на металлургическом производстве. Известно, что для доставки тока в плавильные печи (электролизёры Содерберга) используются аноды. При извлечении анодов происходит выброс особо токсичных веществ. А.В. Прошкин разработал самообжигающиеся аноды с пониженным выбросом вредных веществ.


Защита выпускных работ прошла настолько удачно, что курсом уже заинтересовалось известное в России предприятие – ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» (г. Железногорск). С осени они планируют провести такое обучение для своих сотрудников. Добавим, что МИОЦ работает не только с преподавателями, сотрудниками кафедр, инженерами-исследователями, но также предлагает свои разработки студентам СФУ. Для 1-2 курсов – занятия по ТРИЗ и развитию творческого воображения, для 4-5 курсов – «Методология инновационного проектирования». Материалы этих курсов представлены на сайте edu.krasu.ru и заниматься по ним можно дистанционно. А если вы ещё не почувствовали необходимость усовершенствовать своё мышление, попробуйте решить задачу, которую Эдисон давал при приеме на работу.

Эдисон говорил, что только один человек ни в одном тесте не продемонстрировал никакой психологической инерции (стандартов в мышлении) – Никола Тесла. Все остальные, включая Эйнштейна, очень даже «попадались» на эти задачки. Представьте себе, что вы находитесь на необитаемом песчаном острове без всякой растительности, и вам надо ощутимо сдвинуть с места скалу весом полторы тонны, длиной 5 метров и высотой 3 метра. Как это сделать, если учесть, что у вас нет никаких подручных средств, ни лопаты, ничего подобного?
Нашли ответ – присылайте его в редакцию по адресу newspaper@sfu-kras.ru.

P.S.: Видеозапись с защиты выпускных работ, а также различные видеоматериалы по курсам МИОЦ можно найти на сайте tube.sfu-kras.ru. Всю информацию о Молодёжном инновационно-образовательном центре СФУ смотрите по адресу www.mioc.sfu-kras.ru.

Кирилл АРСЕНЬЕВ
На фото: идут защиты.

Похожие материалы