«Пощупать» науку

24 января состоялось торжественное открытие нового «образовательного института» – Школьного центра СФУ. Центр позволит школьникам города и края погрузиться в науку, «пощупать» и «понюхать» ее – и увлечься этим интереснейшим делом; получить опыт участия в различных олимпиадах, научно-практических конференциях, выездных интенсивных школах. О том, кого, чему и зачем учит центр, рассказывает руководитель проекта Наталья Федоровна Логинова.

– Школьный центр пока ассоциируется с гимназией «Универс». Но ведь он охватывает и другие школы?
– Да, он охватывает достаточно большое число школ города. Сейчас на занятия приезжают ребята 10-11 классов Октябрьского, Советского, Кировского, Центрального районов – всего около 60 школьников из более десятка школ. Притом что занятия идут всего неделю. Пока ещё не налажено сотрудничество с городами края. Но мы считаем это одним из перспективных направлений, в котором нам следует работать. На январских каникулах мы организовывали выездную интенсивную школу, у нас были ребята не только из Красноярска, но и из Ачинска и Зеленогорска. Самое важное – мы увидели, что у школьников действительно есть интерес как к науке, так и к Школьному центру. Сейчас мы обсуждаем с преподавателями работу с иногородними ребятами в выходные дни, тогда как рабочие дни предлагаем направить на красноярских школьников.
– А в какой форме проводятся занятия?
– Основная задача – показать ребятам науку не как школьный предмет, а как то, что вызывает вопросы, на которые необходимо самому найти ответ, как правило, заранее неизвестный. Предполагается исследовательская деятельность школьников под руководством научных работников СФУ и сопровождающие курсы, позволяющие качественно выполнить своё исследование и понять ту область науки, с которой он сейчас работает. Помимо этого мы планируем проводить межпредметные мероприятия – например, встречи-обсуждения по открытым до сих пор вопросам в науке.
– Кто ведет занятия?
– В основном вузовские преподаватели и научные сотрудники. Преподавателей отбирали по трём критериям: желание работать со школьниками, опыт такой работы, соответствующий научный багаж (степень). По физике у нас 6 преподавателей, по биологии и химии – по 4, математика и информатика – 5 человек. Но мы разрастаемся, и скоро столкнёмся с необходимостью увеличения как количества групп школьников, так и количества преподавателей. Пока мы работаем со старшеклассниками, но в перспективе спустимся в подростковое звено (7-8 классы).
– Где будут вестись исследовательские работы и теоретические занятия?
– В перспективе мы будем работать в университетских лабораториях. Но пока при поддержке СФУ мы оборудовали лаборатории в центре дополнительного образования гимназии «Универс». Там будут проходить и практические, и теоретические занятия. А также работаем над созданием «мобильных» лабораторий, готовых работать на выездах (в других городах).
– Какие темы будут предложены детям для исследовательских работ? Прикладные или фундаментальные с дальнейшим выходом на курсовую, диплом?
– Всё зависит от уровня школьника. Для кого-то важно вообще увидеть, узнать, что такое наука – ведь в большинстве школ вопрос об этом даже не ставится. А кто-то уже со школьной скамьи мечтает стать настоящим учёным – для таких мы, конечно, постараемся подобрать тему «покруче» и пофундаментальнее.
– Я слышал, при организации центра вы опирались на опыт КЛШ – Краевой летней школы?..
– Центр сформировался в фокусе пересечения трёх заинтересованных сторон, у которых есть и свой опыт, и интерес друг в друге – КЛШ, гимназия «Универс» и Сибирский федеральный университет. От КЛШ мы взяли опыт работы с талантливыми детьми в условиях интенсивного погружения. «Универс» отличается тем, что в старших классах каждый ученик выполняет исследовательскую работу. А СФУ, разумеется, – это уникальные лаборатории и большой научный потенциал.
– Школьники из «Универса» преобладают в центре?
– Пока их, действительно, почти половина, просто потому что всё началось с этой гимназии. Но никаких дополнительных привилегий они не имеют, и мы ведём активную работу по привлечению учащихся и из других школ. Мы открыты для всех.
– Как попасть в Центр?
– Очень просто. Никакого предварительного соглашения со школой, в которой учится школьник, не требуется. Есть расписание лабораторий, они уже работают. Вы приходите, выбираете, что вам больше нравится, начинаете посещать курсы и определяете тему исследовательской работы. Заметьте, мы не ограничиваем школьников каким-то одним предметом – если позволяют силы и время, если есть интерес, они могут посещать хоть все 5 направлений: физику, математику, биологию, химию, информатику.
– Даётся какой-нибудь диплом или сертификат по окончании? И как он отразится на поступлении в СФУ?
– В результате обучения в центре каждый ученик выполняет своё исследование, которое он будет защищать в апреле на конференции, организованной в СФУ. В жюри войдут преподаватели университета, и каждый школьник будет находиться под пристальным вниманием ведущих учёных. С одной стороны, школьник покажет себя как знающего и толкового будущего абитуриента, которого нужно «брать», а с другой – он сам и его работа будут оценены и отмечены настоящими экспертами. Школьникам это очень важно. После этого мы выдаём свидетельство о том, что школьник проучился в Центре по таким-то дисциплинам и успешно завершил обучение представлением исследовательской работы. Это свидетельство можно и нужно будет представить в приёмную комиссию.
– Но для поступления в СФУ, как и в любой другой вуз, требуются только результаты ЕГЭ. И портфолио абитуриента не имеет особого смысла.
– Это вопрос к приёмной комиссии. Руководство СФУ на всех встречах и со школьниками, и с родителями говорит о важности портфолио будущего абитуриента. Наше свидетельство, безусловно, не заменяет ЕГЭ, да это и не предполагалось. Оно качественно характеризует выпускника. В центре школьник получает бесценный опыт исследовательской работы, что пригодится ему в университете. И мы обсуждаем возможности начала исследовательской работы в вузе таких студентов не на 2-3 курсе, как это обычно случается, а уже на первом.
– Ну и напоследок: платное или бесплатное образование в Школьном центре?
– В этом году, при поддержке СФУ, мы бесплатно работаем со всеми школьниками. Как будет дальше – обсуждаем. Сейчас мы лицензируем программы наших лабораторий в рамках дополнительных образовательных услуг, но поспешу вас успокоить – даже несмотря на кризис, образование у нас будет доступным для всех желающих.

Александр ЛЕШОК

СКАЗАНО!

Елена Анатольевна Федюнина, директор гимназии «Универс», кандидат педагогических наук:
– По моему мнению – у проекта большое будущее, ведь, действительно, школе нужен хороший выпускник, а вузу – целеустремлённый студент.

В.И. Колмаков, первый проректор по учебной и научной работе СФУ:
– Наш вуз нацелен собрать в свои стены как можно больше талантов со всей Сибири и ищет мотивированных и целеустремлённых уже со школьной скамьи детей. Более всего это касается не особенно популярных, но так нужных сейчас технических и естественно-научных специальностей. Сейчас СФУ находится на пике своего роста – закуплено уникальное оборудование, в университет постоянно приезжают знаменитые ученые со всей планеты. И мы, как никогда, заинтересованы в сильных студентах, которым можем предложить условия обучения даже лучше, чем, например, в МГУ.
Школьный центр имеет чёткую задачу – готовить будущих успешных студентов именно для нашего университета.
Пришедшие к нам через центр школьники сразу же попадают под пристальное наблюдение и своего рода покровительство. Уже с первого курса мы будем ориентировать их на научно-исследовательскую деятельность, искать им научных руководителей и т.д.

Похожие материалы