СФУ – «НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЕ»

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, с которым выступил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 5 ноября 2008 года, значительное внимание уделено образованию, и в особенности школе.

Естественно, что такой инновационный университет, как СФУ, созданный по планам Приоритетного Национального проекта «Образование», Председателем Попечительского Совета которого является Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, призван самым активным образом участвовать в выполнении провозглашенных планов, в разработке и реализации Стратегии развития российского образования. Но может ли СФУ – учреждение высшего профессионального образования – участвовать в Национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа», посвященной общему среднему образованию?
Ответ однозначный: не просто может, а может больше и лучше, чем многие другие университеты. А значит – должен участвовать.

Подтверждений этому немало. Из стен одного из предшественников СФУ – Красноярского государственного университета – вышли такие выдающиеся деятели современного образования, как В.А. Болотов и И.Д. Фрумин. СФУ выиграл открытый конкурс Федерального агентства по образованию Ф-331 «Разработка и апробация перспективных моделей высшего педагогического образования (уровень – магистратура) для обеспечения кадровых потребностей школы». И не просто выиграл, а опередил такого серьезного конкурента, как Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сейчас творческий коллектив интенсивно работает по выполнению Государственного контракта, создавая новую модель педагогических специальностей магистратуры, а также, в сотрудничестве с краевым Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ректором которого является выпускник КГУ, много лет проработавший в КГУ и СФУ, П.А. Сергоманов, новую модель системы повышения квалификации дипломированных педагогов. Эти модели должны обеспечить подготовку преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации для соответствия школьного образования потребностям инновационной экономики, способных стать активными проводниками идей модернизации образования.

В состав СФУ, наряду с научно-педагогической школой КГУ, вошла научно-педагогическая школа, выросшая на базе предшественника СФУ – Красноярского государственного технического университета (КГТУ) и ККИПКиППРО. Эта научно-педагогическая школа много лет занимается именно теми вопросами, которые в последние годы сформулированы на Федеральном и Международном уровнях, как проблемы соответствия образования потребностям формирующегося инновационного общества. Для специалистов в области образования уже более десяти лет назад стала ясна тенденция возрастания социальных потребностей в высокой инновационности образования. Эти специалисты, включая названную научно-педагогическую школу, работали «на упреждение», поэтому сейчас, когда требования к инновационности образования сформулированы, оказались уже созданы и соответствующие образовательные технологии.

Часто, особенно в вузах, под инновационными образовательными технологиями понимаются в основном информационные технологии, связанные с применением компьютеров. При всей несомненной важности информационных технологий, чрезвычайно необходимы и современные дидактические технологии. Вместе с ними и применение компьютеров становится более эффективным. Названная научно-педагогическая школа разрабатывает именно дидактические технологии, далеко не забывая, разумеется, об их взаимодействии с информационными технологиями.

Это – инновационные образовательные технологии нового поколения. Их принципиальное отличие от прежнего поколения – в том, что они одновременно являются и технологиями инновационного образования. При всем кажущемся сходстве названий «инновационные образовательные технологии» и «технологии инновационного образования» между ними есть принципиальное различие.

Первые инновационны потому, что являются результатом внедрения инновационных решений, созданных учеными и практическими педагогами. Эти инновационные решения направлены на развитие у обучаемых различных важнейших качеств (как сейчас говорят – ключевых компетенций): коммуникативности, критического мышления, диалектического мышления, экологического мышления, гражданского сознания, патриотизма, толерантности, здорового образа жизни и др., но только не инновационного мышления. Ведь и сами ученые и педагоги – новаторы, создавшие названные технологии, обладают инновационным мышлением на уровне подсознания, их инновационное мышление – результат природного таланта, но не специальных мер по его формированию.

Вторые инновационны не только потому, что являются результатом внедрения инновационных решений, созданных учеными и практическими педагогами. Они инновационны в особенности потому, что направлены на развитие у обучаемых инновационного мышления, компетенции в генерации идей и решении проблем. Именно поэтому названные образовательные технологии соответствуют требованиям ПНПО к инновационному образованию, в котором обучение осуществляется в процессе создания новых знаний. У образовательных технологий нового поколения инноваторами являются и педагоги (в области педагогики), и обучаемые (в областях, соответствующих изучаемым ими предметам, дисциплинам, образовательным программам).

Существуют и промежуточные между первыми и вторыми образовательные технологии, направленные на развитие у обучаемых компетенции в генерации идей и решении проблем, но не гарантирующие ее формирование, а лишь помогающие ее раскрытию у наиболее талантливых обучаемых. Например, метод проектов Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрика, модификация метода проектов – проблемное обучение, эвристическое обучение А.В. Хуторского и т.п. На методе проектов обычно строится один из видов дополнительного образования – исследовательская деятельность учащихся, успешность в которой, по отзывам педагогов, достигается лишь у 5 – 10% занимающихся.

Чтобы гарантированно формировать в учебном процессе инновационное мышление, компетенцию в генерации идей и решении проблем, нужны специальные меры. Наиболее эффективной мерой, по теоретическим исследованиям и практическому опыту специалистов СФУ, их коллег из других образовательных учреждений, городов и стран, является применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером и интенсивно «перетягиваемой» из России в крупнейшие транснациональные корпорации и ведущие зарубежные университеты. Однако именно в России, на родине ТРИЗ, несмотря на всю «утечку мозгов», эта наука в последние годы получила мощное развитие, расширилась с чисто технических применений на естественнонаучные и гуманитарные области, выросла до философских обобщений и получила еще одно название «прикладная диалектика».

Серьезные исследования проводятся в России и по применению ТРИЗ в образовании. Первое применение, начавшееся еще в 50-е – 60-е годы XX в. – это преподавание ТРИЗ в вузах, школах, техникумах и ПТУ, учреждениях дополнительного образования. Преподается ТРИЗ и на некоторых специальностях СФУ, в составе дисциплин «Инженерное творчество», «Интеллектуальная собственность и методы поиска научных и технических решений» и т.п. В результате изучения ТРИЗ студенты и учащиеся часто создают инновационные решения, многие из которых патентуются, а также успешно докладываются на молодежных научных конференциях, вплоть до Всероссийских и Международных. Само по себе изучение ТРИЗ – это, несомненно, инновационное образование, в понимании ПНПО.

Однако на это отдельное изучение невозможно выделить достаточно часов ни в вузах, ни в школах. А требуется сделать инновационным все образование: по любым дисциплинам и предметам. Эта потребность мотивировала исследования по интеграции ТРИЗ с другими дисциплинами и предметами. Первым шагом в этом направлении было создание в 80-е гг. метода творческих задач (А.А. Гин, В.И. Тимохов, С.Ю. Модестов и др.). Отсюда началась система инновационного образования ТРИЗ-педагогика. Однако вначале она охватывала только один этап учебного процесса – этап решения задач. Красноярской научно-педагогической школой, раньше базировавшейся в КГТУ, а теперь в СФУ, в сотрудничестве с ККИПКиППРО, создан новый метод, получивший название «изобретение знаний» (авторы Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина), распространивший ТРИЗ-педагогику на все этапы учебного процесса, включая такой важнейший этап, как изучение нового материала. При этом нашей научной школе потребовалось провести новые разработки в самой ТРИЗ – по распространению ее на неантропогенные, социальные и художественные системы, с уточнением термина «прикладная диалектика». Именно благодаря этим новым разработкам стало возможным интегрировать ТРИЗ не только с техническими, но и с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами и предметами, учиться изобретать не только у живой, но даже у неживой природы. Созданные методы интеграции позволяют не увеличивать объем часов на изучение дисциплин и предметов совместно с ТРИЗ по сравнению с их изучением без ТРИЗ.

Названные разработки успешно апробированы, опубликованы, включены в программы курсов повышения квалификации. В апреле 2008 г. на их основе в СФУ по приказу Рособразования авторами проведены курсы повышения квалификации преподавателей вузов России «Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний», а ранее – осенью 2007 г. – проведен 72-часовой модуль курсов «Международное инновационное образование». В ККИПКиППРО на основе этих разработок неоднократно читался курс «ТРИЗ в формировании инновационной образовательной практики». За применение этих разработок в естественнонаучных дисциплинах и предметах молодой ученый СФУ О.В. Сидоркина удостоена Диплома II степени Национальной общественной премии «Серебряный голубь» в области образования.

Этой же научно-педагогической школой много сделано для организации инновационного образования в виде молодежных интенсивных школ, разработан метод комплексного руководства инновационно-исследовательской деятельностью учащихся.
В 1988 – 2006 гг. на базе КрПИ – КГТУ регулярно проводились краевые зимние, а периодически и летние политехнические школы инновационно-изобретательского профиля. В 1999 – 2006 гг. программа этих школ неоднократно реализовывалась во Всероссийском Детском центре «Орленок» (Туапсинский район Краснодарского края). Совместно с «Орленком» в 2006 г. подготовлена и издана книга «Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи». В декабре 2006 г. эта книга была подарена Вице-Премьеру, а ныне – Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву при посещении им школы № 10 г. Красноярска – одного из базовых образовательных учреждений научно-педагогической школы. Знаменательно, что в выступлении Д.А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме в феврале 2008 г. были высказаны мысли, созвучные этой книге: о всеохватывающей системе поддержки изобретательской деятельности, вплоть до школьных библиотек. В 2007 – 2008 гг. участниками научно-педагогической школы было обеспечено выполнение п. 1.8 первого организационно-переходного этапа Программы развития СФУ, в части расширения существующей системы довузовской подготовки с выходом за пределы Красноярского края. Проведен цикл из 7 инновационных школ СФУ для детей нефтяников Сургутского региона, где выполнены сотни интереснейших инновационных проектов.

Конференция учащихся на инновационной школе СФУ 2007 г. на базе «Юный нефтяник» ОАО «Сургутнефтегаз». Заслушивается доклад «Изобретение Национальной идеи России». Научный руководитель Т.В. Погребная

Каким же образом названные разработки могут применяться в Национальной образовательной стратегии – инициативе «Наша новая школа»?

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведевым сформулированы пять направлений образовательной стратегии. В реализацию трех из них эти разработки могут внести серьезный вклад:

«Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

Инновационное образование на основе метода изобретения знаний – эффективное средство раскрытия способностей в области инновационного мышления. В терминах «Рабочей концепции одаренности», созданной ведущими отечественными психологами, инновационное образование актуализирует потенциальную одаренность, позволяя вовлекать в инновационную деятельность значительно больше молодежи, чем при традиционной системе образования и образовательных технологиях прежнего поколения. А умение создавать инновационные идеи – важнейшее конкурентное преимущество в высокотехнологичном мире.

«Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

В процессе своих разработок названная научно-педагогическая школа апробировала такую систему, начинающуюся с повышения квалификации учителей и продолжающуюся на молодежных интенсивных школах, в студиях научного и технического творчества, на научных конференциях учащихся. С 1988 по 2006 г. на базе КрПИ – КГТУ действовала Малая инженерная академия, все это время ее Президентом был Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, д.т.н., профессор Георгий Яковлевич Шайдуров. Сейчас готовятся серьезные предложения по воссозданию и развитию на новой основе этой структуры. С 1995 по 2007 гг. на базе КГТУ и СФУ под руководством ректора КГТУ и проректора СФУ С.А. Подлесного действовал Координационный центр Российской программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю – один из лучших в России. В апреле 2007 г. делегация СФУ заняла первое место на Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и завоевала Большой научный кубок России. Вместе с МГТУ им. Н.Э. Баумана наша научная школа в 2003 – 2004 гг. выполнила работы по гранту Национального фонда подготовки кадров «Разработка и апробация программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи». В 2005 г. выполнены работы по ведомственной научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Развитие молодежного изобретательства в образовательном округе университетского комплекса». Разработан проект «Молодежная инновационная система Красноярского края». Таким образом, есть целый комплекс разработок для «Нашей новой школы».

«Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно - только с педагогическим образованием».

В этом направлении образовательной стратегии СФУ совместно с ККИПКиППРО готовы предложить апробированную систему повышения квалификации в области инновационного образования, для учителей самых различных предметов, с 1-го по 11-й классы. Только что, при финансировании ККИПКиППРО, издано учебно-методическое пособие «Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний». В СФУ по молодежному гранту О.В. Сидоркиной создана книга «Дидактика Приоритетного Национального проекта», которую при издании можно дополнить новыми разработками. Таким образом, повышение квалификации обеспечено учебно-методическим материалом.
Сибирский Федеральный университет не только в силу своего статуса, но и в силу созданных в нём технологий инновационного образования может внести серьезный вклад в Национальную образовательную стратегию – инициативу «Наша новая школа».

А.В. Козлов - руководитель научной школы